В Пермском крае начал работу обновленный сайт Virtualparents.perm.ru. Проект работает в рамках Года семьи и программы «Виртуальные родители, наставники, друзья» под девизом «Удели время – подари детям радость». Аналогов сайту в России пока нет. Его цель помочь детям, оставшимся без попечения родителей, обрести наставников, друзей и семью.
Сайт ориентирован, в первую очередь, на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря виртуальному пространству ребята могут познавать внешний мир, других людей, знакомиться с ними. Проект направлен на работу с домом-интернатом в городе Оса, где воспитываются дети-сироты с ограниченными физическими возможностями. Собеседники детей – молодые люди, студенты, домохозяйки. Взрослых интересует, чем занимаются дети, как учатся, как проводят свободное время. Через Интернет взрослые могут отправить ребятам письмо, открытку и подарок. Все это дойдет до адресата.
Создатели сайта – краевое агентство по управлению социальными службами и некоммерческий фонд «Поможем детям», который выступает его оператором, – уверены, что виртуальное общение – это первый шаг на пути обретения любящих родителей и друзей. За перепиской последуют личные встречи, а в дальнейшем возможно устройство в семье. Об этих и других перспективах проекта рассказала начальник отдела по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, агентств по управлению социальными службами Пермского края Татьяна Кель.
Цитата из виртуального письма:
«Катя, а читать книжки ты любишь? Если да, то какие? Обязательно вышлю или привезу тебе альбом и краски. Наверное, вышлю по почте, так как живу я в Перми, а в Осу попаду только в конце апреля. Заколки тоже вышлю (2). Какие заколки нужны? Пиши. Буду ждать ответа. Всего тебе светлого, доброго и хорошего! Будь здорова и счастлива! Тетя Света».
– Каким детям помогает ваш проект «Виртуальные родители, наставники, друзья»?
– Если говорить о категории, то наш проект предназначен для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Есть, к сожалению, еще такие дома-интернаты для детей с серьезными недостатками в развитии. Это могут быть умственные или физические отклонения. Такие учреждения в Осе и поселке Рудничный (Кизеловский район). Именно для них разработан проект «Виртуальные родители, наставники, друзья».
90% воспитанников этих домов остались без родительской опеки. Такие дети являются социальными сиротами, от которых родители отказались, потому что не имеют сил, терпения, возможности, может быть, материальной либо психологической, воспитывать детей с серьезными отклонениями в здоровье. Родители имеют право поместить такого ребенка в интернат. Кто-то вообще забывает и не помогает собственным детям. Но есть те, кто перечисляет на счет ребенка какие-то средства.
– То есть в проект пока включен дом-интернат в Осе...
– Отмечу, детские дома, которые существуют в крае, это базовые учреждения. И на сегодня имеют мощную систему патронатного воспитания. Но дети, которые никогда не познают, что такое семья в силу своих физических и умственных отклонений, не могут надеяться, что их примет приемная или патронатная семья. То есть для таких детей шанс иметь семью практически утерян.
– Как родилась идея проекта?
– Наша задача – дать детям больше – общение. Мы понимали, что такие дети не должны быть оставлены без внимания. Понятно, что на сегодняшний день они в определенном учреждении, и у ребятишек свое пространство. Воспитанники детского дома Осы идут по своим индивидуальным программам. Очень хотелось бы, чтобы в этом пространстве было больше общения.
– Что значит виртуальный родитель, наставник?
– Сейчас детские учреждения достаточно оснащены технически. Например, осинский детский дом-интернат имеет компьютеры и выход в Интернет. Поэтому у детей есть возможность к общению. Но дети здесь разные. 10% из них хотят и могут общаться. Они могут справиться с компьютером, может быть, с помощью воспитателя или соцпедагога.
Что сейчас делает государство? Оно кормит, одевает, обувает этих детей. У них есть крыша над головой. Дети получают образование. Получается, все, что необходимо ребенку для жизни, у этих детей есть. Но у нас задача дать больше этого. Прежде всего, общение. И когда ребенок выходит в Интернет и видит, что ему пришло небольшое письмецо, где говорится: «Мы такие-то люди, у нас такая-то семья, а в доме есть две-три собаки, или у нас есть ферма и лошади». Это может быть любая, даже самая простая информация. Для этих детей не нужно сложное и заумное общение. Когда мы наблюдали за детьми, то видели, насколько они рады этим виртуальным письмам и фотографиям. Ребенок в свою очередь может тоже ответить и рассказать о себе: о своих занятиях, игрушках, маленьких успехах в рисовании или упражнениях, поделиться своими впечатлениями.
Вторая задача заключается в том, чтобы помочь ребенку, если у него есть склонность к чему-либо, развивать способности. Например, ребенок любит рисовать. Да, он не художник, но на своем уровне умеет творить. Естественно, не профессионально, и , может быть, не так красиво, но ему хочется этим заниматься. И чтобы развивать талант, нужны краски, определенные кисти, а не просто канцелярские товары. И если есть такой виртуальный родитель, наставник, который общается с ребенком и может ему еще и помочь, а потом посмотреть и оценить то, что сделано – это самое главное для нас.
– Проекту уже больше года...
– Мы его запустили пробно в 2007 году. Можно сказать, экспериментально. Когда мы познакомились с информационной базой в Интернете, то подобного ресурса нигде не нашли. На 2008 год мы заявили наш проект как полностью самостоятельный.На сегодня есть два мощных механизма, которые будут двигать и развивать проект: реализовываться он будет через сайт, который сейчас модернизируется, подготовлена его новая версия, и через Пермский краевой фонд для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Поможем детям!». Сотрудники этого фонда будут участниками данного проекта, как связующее звено.
– Каких успехов благодаря проекту вы уже достигли?
– На сегодня в нашем проекте приняли участие 283 человека. Из самых разных городов и территорий: Подмосковья, Самары, Екатеринбурга, Перми, Эстонии. В стадии постоянного общения находятся 11 детей из Осинского дома-интерната. Интересно, что откликаются люди разных профессий, возрастов, увлечений. Например, тренер по пейнтболу из Самары, студентки из Подмосковья, верующие из Эстонии.