История пермского агентства моделей «Грейт Модел» насчитывает двенадцать лет работы – на местном рынке это настоящие «первопроходцы». На сегодняшний день агентством накоплен серьезный опыт в непростой сфере моделинга. О том, чем опасен и чем привлекателен модельный бизнес, о новых подходах к пониманию красоты, о политике, рекламе, «провинциальности» и «столичности» корреспонденту 59.ru рассказал руководитель агентства «Грейт Модел» Эльвира Зайцева.
– Расскажите, пожалуйста, немного об истории агентства. Вы работаете на пермском рекламном рынке уже довольно давно…
– Первоначально, в 90-х годах, была создана модельная школа, дом моделей. Наши демонстраторы одежды работали при производствах группы «В». Собственно, агентство и модельная студия появились в 1996 году – они существуют уже двенадцать лет. Со временем в городе стали появляться новые агентства. Это движение продолжается и сейчас, рынок все еще формируется. Однако, на мой взгляд, грамотного понимания, что такое агентство моделей и что собой вообще представляет моделинг, в Перми до сих пор нет.
– Сколько сейчас агентств в региональной столице? Вы следите за появлением новых игроков?
– Порядка десяти. Но организаций, которые работают именно как агентства, немного. Вообще агентство моделей – это своеобразный рабочий каталог лиц и агентство по трудоустройству. Агентства занимаются также продюсированием. Если говорить про структуру, то она может быть довольно разнообразной. «Грейт Модел» – если быть точным – это, во-первых, студия развития личности с модельными технологиями, в которую поступают дети младшего и среднего школьного возраста. Во-вторых, для взрослых у нас работает «творческая лаборатория». В нее мы принимаем людей с 15-16 лет, и сама «лаборатория» представляет собой трехмесячные экспресс-курсы, где мы даем людям стартовые знания. Еще одно направление – экспресс-курсы красоты для дам, адаптированная возрастная программа, которая включает в себя принципы успешности личности и обучение всем возможным бьюти-технологиям: визаж, прически, грамотный шоппинг и так далее. На основе наших же наработок три года назад была создана рекламно-продюсерская группа «Грейты» (РПГ «Грейты»), которая занимается event-проектами, презентациями, конкурсами и – это наш фирменный почерк – фэшн-спектаклями.
– В агентстве работают свои педагоги?
– Педагогов мы нанимаем, хотя за многие годы уже сформировался постоянный преподавательский коллектив. За исключением тех личностей, которые выросли как педагоги с авторскими методиками у нас, и сейчас продолжают карьеру в столице. Кроме образовательного, воспитательного и развивающего направлений, «Грейт Модел» включает в себя также и продвижение – у нас есть «каталог лиц», то есть база разнообразных типажей и образов, начиная от малышей и заканчивая людьми пенсионного возраста. Мы включаем в каталог всех, поскольку для разных целей могут потребоваться самые необычные персонажи. В частности, если говорить о востребованности разных типажей, то речь идет о компаниях, работающих в области рекламы, медиа и PR-технологий. У нас самая большая «база лиц» не только по Уральскому региону – по этому параметру мы можем соперничать даже с московскими агентствами. Всего наша база насчитывает порядка трех тысяч человек, из которых стабильно работают порядка 300-400 моделей. Для провинции, к сожалению, характерно, что заказ на образ модели часто бывает разовый.
– С чем это связано?
– Неразвита индустрия моды, нестабилен рынок. Независимо от того, что в городе работают крупные торговые комплексы, своя модная индустрия, увы, никак не развивается.
– Но появление новых торговых центров вообще-то способствует увеличению заказов?
– Как правило, новые магазины модной одежды и не только въезжают уже с готовым брендом, готовой рекламной компанией и промо-раскруткой и мало интересуются местными способами продвижения.
– Расценки на работу моделей в Перми также имеют «провинциальные» размеры?
– Расценки, на самом деле, как это ни парадоксально, недалеки от московских.
– Тот факт, что в городе появляются все новые агентства, как-то влияет на них?
– Да, зачастую новые лица в модельном бизнесе пытаются «обрушивать» рынок цен. На этом фоне постоянно приходится доказывать уровень своего профессионализма и оправдывать свои «тарифы». Местный рынок в принципе подвижен и подвержен экономическим «рывкам», когда оплата работы моделей может на какой-то период, действительно, стать очень достойной. Но когда к этому возникают предпосылки, как правило, появляется новое агентство с демпинговыми ценами. На сегодняшний день можно сказать, что рынок очень нестабилен.
– Если говорить о местной специфике, которая, как вы сказали, основывается в первую очередь на том, что индустрия моды не развита, можно предположить: потребности в большом количестве модельных агентств в принципе и нет. Чем же объяснить, что они все в последнее время растут, как грибы после дождя?
– Вы же понимаете, моделинг, помимо всего прочего, еще и просто красивый бизнес. Стоит только произнести «модельное агентство» – и сразу в голове рождаются ассоциации с папарацци, вспышками камер, известностью и так далее. Хотя на самом деле это, скорее, «фантик». В первую очередь, модельные агентства – это некий ресурс. В нашем случае – локальный пермский ресурс энергичных, красивых, перспективных молодых людей и девушек. Наши абитуриенты – именно те люди, которые через совсем небольшой отрезок времени придут к власти и бизнесу. Энергия, амбиции, готовность работать – здесь основные качества. Мы помогаем людям на основе наших методик успешно позиционировать собственную личность. Ведь все, что входит в слово «имидж», нужно формировать, и сейчас это многие понимают. Умение говорить, одеваться, держать себя – все это составляющие одного целого. Если сформулировать кратко, что приобретает человек, прошедший обучение, можно сказать так: это умение обратить на себя внимание. Толпы или одного человека – неважно. Успешная личность должна уметь говорить так, чтобы ее услышали.
– Здесь снова приходится вернуться к работе педагогов, которые занимаются обучением такому «эффективному говорению»…
– Да. В наше время непосредственная, не виртуальная коммуникация сведена практически к нулю. Если понаблюдать, легко заметить, что, в основном, мы беседуем либо по телефону, либо ведем переговоры – любые: деловые ли, личные ли – с помощью Интернета. Так появляются люди, которые «разучились общаться живьем». И иногда для того чтобы это исправить, действительно требуется помощь профессионалов. Бизнес, политика, межгосударственные отношения – любая публичность – предполагает, что человек к этой публичности окажется готов. Умение работать на камеру, отвечать на вопросы, вести себя в ситуациях, когда к тебе приковано внимание большого количества людей – эти навыки не бывают лишними. Даже если человек не намерен связывать свою дальнейшую карьеру с модельным бизнесом. Просто этот бизнес в последнее время превратился в своеобразный фетиш, и количество мифов вокруг него уже просто не поддается исчислению.
– Наверное, есть какие-то предубеждения, которые мешают работе?
– Безусловно. Например, у молодых людей часто можно встретить нежелание работать моделью просто потому, что это «не мужское занятие» и «несерьезно». Хотя, в сущности, это такой же труд, как любой другой. Профессиональные модели, которые сумели закрепиться в этом бизнесе и начать на нем зарабатывать – это большие трудяги.
– Где еще может себя применить человек, который попал в модельные каталоги?
– Сейчас в Перми начались подвижки в киноиндустрии. В городе есть сценаристы, которые работают пока на Москву, но совсем не исключено, что в ближайшем будущем начнет развиваться и игровое кино пермского происхождения. И наши мальчики и девочки вполне могут стать востребованы этой индустрией. Вообще, модельный бизнес применим абсолютно ко всем сферам жизни, в том числе промышленности – как легкой, так и тяжелой, ведь любая услуга и товар требуют грамотного рекламного продвижения. Моделинг же тесно переплетен с рекламой и PR-технологиями.
– И здесь снова «включается» региональная специфика...
– Да. С легкой промышленностью у нас полная «засада». Но сейчас есть небольшие подвижки и в этом направлении. Создавая агентство, я в свое время планировала, что уже через полтора года нам удастся встать на ноги и начать работать не хуже московских коллег и наряду с западными. Я, конечно, сильно ошибалась, поскольку упустила один важный момент: спрос на «продукт», который мы производим. Нет индустрии – нет спроса. Поэтому основной экспорт у нас – движение за границу.
– Насколько активно сейчас экспортируется «русская красота» в другие страны?
– До 2000 года этот процесс шел очень активно. Сейчас тенденция несколько изменилась. Тут снова стоит остановиться на «байках из склепа» по поводу того, в каких невыносимых условиях работают за границей русские девушки. Большая часть этих историй все-таки надуманна. Мы берем на себя полную ответственность за работу наших людей по трудовым визам в разных странах. И сейчас, по прошествии лет, у нас уже практически в каждой стране есть «свои люди», агенты, скаутеры, с помощью которых мы можем проверить, насколько тот или иной контракт безопасен. Печально, но продюсеров, успешно работающих в «глянце» и действительно умеющих продвигать моделей, в Перми нет. Они вообще редкость в России. Есть отдельные личности, которые открывают имена – например, Алексей Васильев, который открыл миру таких моделей, как Водянова, Володина и так далее. У этого человека потрясающее профессиональное чутье. Но таких – единицы.
– Главное разочарование, которое может постичь профессиональную модель?
– Вы знаете, даже работая с успешными проектами, нужно быть готовым ко всему. Взлететь на вершину в этом бизнесе трудно, но еще труднее на ней удержаться. И человек это должен понимать совершенно отчетливо. Плюс залогом успешности в модельном бизнесе должна быть готовность серьезно трудиться и во многом себе отказывать – как в серьезном спорте.
– По поводу «во многом себе отказывать». Еще одна сторона вопроса, которая долго волновала журналистов – модели-анорексики… Как вы к этому относитесь?
– Еще один «монстр», порожденный средствами массовой информации. Все это отклонения, не одобряемые самими представителями модельного бизнеса. Анорексик просто не сможет выдержать ритма, в котором работают профессиональные модели, потому что ему не позволит здоровье. Опять проведу аналогию со спортом, в нем бывает то же самое: разбитые сердца, скандальные истории вокруг использования допинга, депрессии, стремительные падения.
– Приходят ли к вам молодые люди, которые хотели бы всю свою жизнь посвятить модельному бизнесу?
– У современной молодежи значительно более здравый взгляд на вещи, чем, скажем, десять лет назад. Люди осознают, что на какой-то отрезок времени такая работа может им многое дать. Причем это касается не только формирования личностных качеств. При определенном везении и, конечно, при затрате значительных душевных и физических усилий, человек, кроме всего прочего, может начать зарабатывать очень серьезные деньги. И большинство наших мальчишек и девчонок разумно относятся к тому, как эти средства расходовать. Они вкладывают их в образование или, скажем, в собственный бизнес. И это отрадная тенденция.
– Вы говорили о том, что до 2000 года русская красота активно экспортировалась на Запад, а потом эта активность снизилась. С чем это связано?
– До этого момента политическая и экономическая обстановка в стране была очень нестабильной. Но после того, как страна встала на ноги, все изменилось. Заметьте: наши девушки перестали занимать призовые места на международных конкурсах красоты. Тут срабатывает международная политкорректность: «она же из такой проблемной страны, проявим толерантность». Если начать отслеживать тенденцию, кто на таких конкурсах сейчас одерживает победы, легко заметить, что, в основном, это девушки из «третьих стран». Это показательно. Очень радует, что сейчас у власти в России находятся люди принципиально новых взглядов и формаций, это дает нам шанс развиваться самостоятельно. Да, России стали закрывать многие двери. Но для нас это имеет, как бы это ни звучало, и положительные последствия. В конце концов из страны перестанут уезжать самые красивые и энергичные девушки, останутся здесь, нарожают детей…
– Может ли человек, живя в Перми, работать только моделью? И сколько лет такая карьера может продолжаться?
– Разумеется, в Перми возможностей несколько меньше, чем в Питере и Москве. Но и там, и тут модельным бизнесом можно зарабатывать лишь какое-то время, как в спорте. При самых благоприятных условиях – например, около десяти лет. Но все понимают, что внешний ресурс, физический ресурс, который здесь задействован в первую очередь, исчерпаем. Хотя особенной драмы нет: опять-таки как в спорте, человек может уйти в преподавание, открыть свою школу и так далее. Сейчас в России начали активно развиваться event-агентства. Программы, связанные с театрализацией моды, в последние годы стали очень интересными. Здесь есть несколько подходов: западный образец, когда модель работает как «вешалка» для того или иного бренда, и обратный подход, когда главным составляющим становится именно красота, харизма, личность самой модели. Модные фестивали в России, в основном, представляют собой перфомансы, могут быть приравнены к искусству. И шоу, которые производят event-агентства, в том случае, если они сделаны профессионально, могут абсолютно успешно использоваться в качестве рекламного инструмента.
– Если уж говорить о рекламе, то как вы расцениваете рекламную индустрию «пермского разлива»?
– К сожалению, по моим наблюдениям, большинство производимой в городе рекламы совершенно неэстетично. Может быть, какие-то маркетинговые функции она и выполняет, но к искусству отношения не имеет решительно никакого. Пермь в этом смысле стала двигаться не в сторону «столичности», а в сторону «провинциальности», и это, конечно, огорчает. Вообще, за нашим городом закрепилась слава города «некреативного», что совсем не соответствует правде: у нас есть сильные креативщики, но они зачастую не находят себе достойного и хорошо оплачиваемого применения.
– Почему так происходит?
– Здесь в первую очередь срабатывают экономические причины. Потому что сделать продукт «по кальке», будь то наружная реклама или, скажем, видеоролик, всегда быстрее, проще и, главное, дешевле, нежели вложиться в творческий ресурс.
– Если вернуться к пермскому менталитету в более широком смысле этого слова, с какими еще проблемами приходится сталкиваться, работая на местном рынке?
– У потребителей нашего «продукта» не сформировалось понимание того, за что платятся деньги в том случае, когда на работу приглашается профессиональная модель. Случается слышать даже нарекания вроде «десять минут постояла, две минуты походила и поулыбалась – за что тут вообще платить». Но ведь заказчик платит не за физический труд, а большей частью за использование образа. Это, к сожалению, понимают пока не все. Тут стоит еще остановиться на особенностях русского национального характера: мы очень самодостаточны. И это проявляется, например, в том, как сейчас наши модели реагируют на предлагаемые им западными бизнесменами контракты. Наших абитуриентов не шокируют даже запредельно высокие суммы, что очень удивляет заказчиков. Я знаю многие девушек, которые, уехав на Запад, могли бы зарабатывать сотни тысяч долларов, но остались здесь по разным причинам и, что самое главное, совершенно об этом не жалеют. Хотя в своей стране, а тем более в Перми, таких заработков у них, конечно, никогда не будет. Наши модели редко «зацикливаются» на внешнем ресурсе, поэтому среди них преобладают, например, девушки и юноши с высшим образованием, а у некоторых их оказывается и по два, и по три. Все это, в первую очередь, очень продвинутые и перспективно мыслящие люди.
– Если говорить о местной специфике – можно ли сказать, что у пермской красоты есть собственное, узнаваемое лицо, которое нельзя было бы спутать с другими регионами? Есть ли модели, которым удалось с пермского уровня выйти на международный?
– Есть звезды, которые вышли из Перми и сейчас имеют международную известность. Например, Наталья Полевщикова (Наталья Поли). Она входит в десятку международных топовых моделей с соответствующими гонорарами. Одна из любимых моделей Донателлы Версаче, лицо Мах Мара и так далее. Известных международных имен пермского происхождения можно набрать с десяток. Кстати, я бы сказала, что в «модной тусовке», в которой можно было бы раскрутить отдельную модель как самостоятельный бренд даже на местном уровне, у нас сейчас нет. Но это общая тенденция, в Перми даже политические имена создаются с трудом.
– Есть ли какая-то местная «типажная» специфика?
– Она сформирована этнически. Пермский край находится на стыке между Европой и Азией, кроме того, исторически, это места ссылок. Соответственно, мультинациональное общество, в котором перемешаны разные черты, порождает и «пермские лица». Скуластость, «сложные» лица с восточными чертами – на профессиональном языке, это называется editorial, территориальная специфика. Хотя сейчас, во всяком случае, в самой Перми, действительно все перемешалось. У нас интернациональный коллектив… и это тоже – лица пермского модельного бизнеса.
– А есть ли какая-то «мода» на типажи? И какая внешность сейчас находится «на волне»?
– Сейчас наиболее востребованы «кукольные лица»: скуластые, с маленькими носами, аккуратным овалом, пухлыми губами. Или типаж, который иногда называют «лицо без лица»: на некоторых лицах можно нарисовать практически что угодно. Вообще, мода на тот или иной тип на международном уровне, безусловно, есть. И сейчас ее диктуют, как это ни парадоксально, «третьи страны». Россия очень долго была «закрытой» страной, поэтому после периода перестройки была «мода на все русское»: все это международному сообществу казалось свежим, новым и перспективным. В девяностые годы, например, была мода на ярко выраженные этнические лица, и популярными становились самые экзотические модели. Но вообще, красивое, пропорциональное лицо любого типа, любой народности всегда свидетельствует о генетическом здоровье. Мода приходит и уходит, а общенациональное здоровье и человеческие ресурсы остаются…