Общение в аське многим скрашивает тяжелые трудовые будни. Однако «все, что вы скажете, может быть использовано против вас», ведь на служебном компьютере правду не скроешь. В ЖЖ заспорили — имеют ли админы юридическое, а главное моральное право читать чужую переписку?
>
— Наткнулась давеча на интересную дискуссию в ЖЖ (ссылку дать не могу, ибо обсуждение под замком) о том, читают ли в большинстве своем корпоративные админы личную переписку сотрудников, в том числе логи асечных разговоров. Параллельно был затронут вопрос о том, имеют ли они вообще на это право (как формально-юридическое, так и морально этическое).
Блоггеры отмечают, что одно дело, когда чтение разговоров — часть корпоративной политики, и все об этом предупреждены, другое дело, когда человек читает логи из собственного любопытства.
— ИМХО, таковое моральное право возникает только при условии наличия недвусмысленного запрета использования корпоративных ресурсов в личных целях. Во всех остальных случаях чтение личных асечных логов и т.п. админами суть перлюстрация, — olga_white. — Чтение личных логов админами организаций, где не установлено регламента пользования корпоративным интернетом, я считаю неэтичным, аморальным и прочая, прочая, прочая.
— Я думаю, что администрация фирмы, служба безопасности может админу поставить такую задачу. И тогда он без угрызений совести будет это читать. Если он читает по собственной инициативе, ради развлечения, то это человек низкой культуры и маниакальных наклонностей. С другой стороны, зная, что переписка, даже теоретически может быть прочитана, лично я никогда не пишу какие-то личные вещи. А так треп — рабочий и не очень, —
— Попробую сформулировать свое видение. На работе все «колхозное» — если адрес рабочий и по рабочим вопросам, но для начальника и коллег, но никак не для админа. Сама вела переписку с 200 человеками для конференции, и если была в командировке, то за мой комп садились и отвечали за меня, ибо срочно. Для личного есть mail.ru (кста, его админы ведь не читают, а??? не сильна). Хм, аська... аська это в основном для себя, не по работе. Если ее читать будут, неприятно. Но ведь фиг мужик поймет женскую логику и женский треп. Но все равно неприятно.
ИМХО — или на берегу оговаривать правила игры, или не суй свой нос в чужой вопрос. ЗЫ. Если у админа есть время читать что-то чужое, то у него подозрительно много свободного времени, намекнуть начальству, пусть озадачит дополнительной нагрузкой, —
Из проблемы чтения «личной переписки» посторонними людьми вытек другой вопрос — а может ли вообще личная информация храниться на служебном компьютере?
— А может быть, неэтично иметь на работе личную информацию? Чтобы не создавать этических проблем тому, кто ее может случайно обнаружить? Мне, кажется, будет очень неловко, если я полезу в шкаф, который стоит у нас в кабинете, и обнаружу там бюстгальтер и трусики. Я могу точно так же залезть в комп к подчиненному, ибо мне может срочно понадобиться документ, который он мне делал вчера. И кто виноват, если в папке «Мои документы» будут эротические фото девочки из другого отдела, с которым, как выяснится совершенно случайно, он состоит в интимных отношениях? — спрашивает 3422.
— Давайте сойдемся на том, что информационная безопасность предприятия — забота работодателя, а личная информационная безопасность — забота личности, — olga_white .
— На работе нет и не может быть личной переписки на служебном компе с оплаченным организацией софтом, выходом в интернет и т.д. Админ, либо другой уполномоченный сотрудник вправе осматривать комп, инспектировать почту и т.п. Это и не только прописано у нас в положении об информационной безопасности, все под роспись ознакомлены, памятки розданы. Кто не спрятался — ССЗБ, — пишет marusya_murusya.
— У меня предельно верная позиция относительно проблемы: я считаю, что на рабочем месте личной информации быть не может только в том случае, если это прямо запрещено правилами внутреннего распорядка. Во всех остальных случаях она там быть МОЖЕТ и колупание в ней без согласия владельца информации НЕЭТИЧНО. Как-то так, да, —
Встречаются и очень предусмотрительные пользователи.
— Я вообще не могу такую ситуацию представить применимо к себе. У меня вся личная переписка по почте ни коем образом не проходит через рабочие почтовые сервера. И никому свой рабочий ящик не даю, кроме как «по работе». Асечные логи, если уж совсем что-то страшное — чищу. Я даже в жж пишу из другой ОС, — рассказывает masyanyonok.
lady_in_black подробно рассказала об отличиях корпоративной и личной почты.
— Попробую ответить. Во-первых, разделим переписку сотрудников на несколько составляющих. Первая: конторский ящик электронной почты вида ivanova@nasha_firma.ru. Вторая: переписка, которая может быть одинаково как личной, так и конторской (аська, мессендеры, mailru-агенты, почтовые ящики не в конторском домене).
По поводу первой. Во многих фирмах каждому сотруднику дается почта вида ivanova@nasha_firma.ru для ведения деловой переписки. Изначально предусматривается, что этот ящик — для работы и должен использоваться работником для переписки по рабочим вопросам <...> Нетрудно догадаться, что данные ящики лучше не использовать для личной переписки, флирта, знакомств или отправки своих фото «ню» поклонникам. Потому что у админа есть возможность видеть такую почту. Другой вопрос, что в 99% случаев у него нет ни времени, ни желания ее просматривать. Но в случае форс-мажора (Иванова лежит в больнице, а на ее ящик должен прийти проект контракта на миллиард) рук-во может попросить админа вытащить из почты важное сообщение. И как правило, времени на звонки самой Ивановой у рук-ва не будет, да и оно даже не подумает спрашивать разрешения на просмотр.
Почему? Да потому что ящик ivanova@nasha_firma.ru в мозгах руководителя целиком и полностью принадлежит фирме, и по умолчанию руководитель никак не может считать его личным ящиком Ивановой. Второй вид переписки обычно ни рук-во, ни админов не интересует.
Про личную переписку... просто советую разделять свое и конторское: для личной переписки пользоваться ящиками на мейле, рамблере, яндексе и проч., а для деловой переписки наоборот стараться ими не пользоваться. Ящик вида ivanova@nasha_firma.ru — не ваш, он принадлежит фирме и будет существовать только пока вы тут работаете.
Ну и на всякий случай, во избежание проблем, старайтесь все-таки в конторе сильно не «палиться». Все-таки лучше не добавлять в избранное свои любимые порносайты, изредка чистить кеш браузера и не ставить «галочки» «Запомнить пароль» на странице mail.ru. Иначе чтение может произойти случайно, например в случае, когда коллега захочет проверить _свою_ почту, откроет mail.ru, а там сразу же появятся ваши Входящие сообщения. Ну, и при увольнении не ленитесь удалять логи аськи (или вообще не храните хистори на компьютере в офисе), ваше Избранное и папку Мои документы, —
Пожалуй, стоит дать слово и тем самым «злобным админам».
— Позвольте в разговор встрясть, девушки! Имея некоторые права и обязанности по администрированию сети предприятия (но являясь тайным эротоманом), очень легко могу удаленно и незаметно для пользователя конторолировать ПОЧТИ ВСЕ его действия на вверенном ему компе. Не говоря уже о системе видеонаблюдения предприятия. Я, вообще, из добрых админов, то есть стараюсь быть на стороне юзера, а не работодателя, и стараюсь не ограничивать юзеров в посещении ими ресурсов инета по их интересам.
Резюмирую свое отношение к сабжу — считаю рытье в личном (хоть и лежащем на рабочем компе) НЕЭТИЧНЫМ, но иногда ОЧЧЕНЬ ИНТЕРЕСССНЫМ! — признается ionoff_perm.