В понедельник, 6 октября, в Верхнекамье стартовал последний этап съемок телепроекта Алексея Иванова и Леонида Парфенова «Хребет России». За время уральской экспедиции в кадр попали Строгановские палаты, расположенные в Усолье, калийные шахты Березников, архитектурный ансамбль Соликамска, храмы древней столицы Перми Великой Чердыни, Чусовские городки, Каменный город, Кунгурская ледяная пещера… 16 октября проходили последние съемки в Перми. Они охватили краевую художественную галерею, музей Мотовилихинских заводов и музей Славянова.
Съемки идут по очень насыщенному графику. До начала последней экспедиции, челябинский этап телепроекта завершился только в сентябре. Тогда съемочная группа продюсерского центра «ИЮЛЬ» и студии «Намедни» неделю работала в Магнитогорске, Златоусте, Сатке, Каслях, в поселках Чишмы, Ленинск, Париж, Пороги, в Ильменском заповеднике и заповеднике Аркаим. Основной принцип: все съемки проводить на реальных объектах и без дублеров.
Отметим, монтаж и сборка фильма завершатся весной, а увидеть итоги масштабного проекта можно будет только осенью 2009 года на Первом канале. На основе фильма планируется выпустить, диски и фотокнигу, в которую войдет и небольшой путеводитель для туристов.
О том, как живут участники телепроекта, с какими трудностями они сталкиваются и какие одерживают победы, а также о своих новых планах и о том, какое место сейчас занимают в Перми книги писателя Иванова и фестиваль «Сердце Пармы» рассказала корреспонденту 59.ru руководитель продюсерского центра «ИЮЛЬ», литературный агент писателя Алексея Иванова, ведущий-испытатель телепроекта «Хребет России» Юлия Зайцева.
«Хребет России» – это четырехсерийный фильм об истории Урала, его культурных смыслах и роли в судьбе России. Идея проекта принадлежит пермскому писателю Алексею Иванову. Он совместно с продюсерским центром «ИЮЛЬ» начал работу над проектом в январе 2007 года. За это время было найдена значительная часть финансирования, определена основная концепция, намечены места съемок, написан сценарий, снят пилотный фильм.
– Юлия, кому пришла идея относительно совместного проекта с участием Алексея Иванова, Леонида Парфенова и вас?
– На эту смелую авантюру всех подбил Алексей Иванов. Идея снять фильм об Урале пришла ему после «Российской Империи» Леонида Парфенова – именно этим фильмом был задан формат. А в конце 2006 года Алексей узнал о моих экстремальных увлечениях и решил ввести в свой фильм ведущего-испытателя, который должен был продемонстрировать в кадре способы активного освоения Урала с помощью квадроциклов, дельтапланов, снегоходов, катеров, катамаранов… – эта роль и была предложена мне. Плюс к этому мне и Илье Вилькевичу Алексей Иванов доверил продюсирование телепроекта: поиск денег, съемочной группы, информационное сопровождение, организацию самих съемок. Мы открыли продюсерский центр «ИЮЛЬ», и на два года «Хребет России» стал нашей главной работой.
Нашли первые деньги на проект – их дал Чубайс. Это произошло благодаря тому, что Анатолий Борисович оказался поклонником творчества Алексея Иванова. Он сам позвонил Алексею и предложил помощь. Собственно Чубайс и профинансироваровал, по крайней мере, 50% проекта. Этот звонок тогда мы восприняли как чудо и после него окончательно поняли, что все точно состоится. Это было 5 января 2007 года. Весь 2007 год мы занимались поиском: перебирали различные съемочные команды, режиссеров и продюсеров из Перми, Екатеринбурга, Москвы, Петербурга. К осени мы поняли, что продюсировать фильм мы сможем и сами, но адекватно воплотить масштабный замысел Алексея Иванова получится только у съемочной группы профессионалов экстра-класса. И, к счастью, мы нашли такую команду, и эта команда в нас поверила.
Осенью 2007 года Алексей Иванов предложил Леониду Парфенову поучаствовать в этом проекте. Знакомство Парфенова и Иванова состоялось в том же 2007 году, весной. Леонид был тогда еще главным редактором журнала «Русский Newsweek» и брал интервью у Алексея по поводу выхода нового романа. Мы показали Парфенову пилотный фильм, который сняли в Чердыни, – он был скорее наивной и не очень профессиональной попыткой продемонстрировать замысел будущего большого фильма. Но все же сыграл свою роль: дал представление Парфенову о формате и уникальном уральском видеоряде. Леонид Парфенов сразу согласился участвовать в этом проекте в роли ведущего и привлек съемочную группу студии «Намедни». А мы поняли, что с такой командой сможем предъявить Урал Алексея Иванова как минимум всей России.
Фестиваль «Сердце Пармы» проходит в Чердынском районе с 2006 года. Идейная основа – роман известного российского писателя Алексея Иванова «Сердце Пармы». В рамках фестиваля проводятся встречи и автограф-сессии Иванова с читателями, пресс-конференции, ролевые игры, автобусные экскурсии по историческим местам Чердынского района, описанным в романе. Фестиваль – своеобразная презентация Чердынской земли, ее культуры, традиций, ремесел и творческих коллективов.
Перед съемками москвичам было важно увидеть картинку будущего фильма, ведь они не очень хорошо представляли себе Урал. Поэтому в октябре 2007 года продюсерский центр «ИЮЛЬ» организовал четырехдневную ознакомительную экспедицию от Екатеринбурга до Перми. По пути мы заехали в Нижний Тагил, Чусовой, Кунгур, поселки Бисер, Кусье-Александровское, добрались до Колпаков и камня Дыроватый на Чусовой. Это было путешествие без камер, во время которого мы показали Парфенову и съемочной группе «Намедни», может быть, только одну двадцать пятую часть из тех мест, которые должны были потом появиться в кадре. Но и этого оказалось достаточно, чтобы объехавшие полмира оператор Владимир Каптур, режиссер Сергей Нурмамед и Леонид Парфенов удивились, что о такой сильной и разнообразной натуре Урала в России пока не знает никто.
В конце этой поездки в Перми состоялась пресс-конференция, на которой мы сообщили о сотрудничестве с Леонидом Парфеновым и студией «Намедни» и о начале съемок телепроекта «Хребет России».
Зимой Алексей Иванов перерабатывал сценарий, учитывая пожелания Леонида Парфенова, который лучше представлял особенности телевизионного формата. Параллельно велись переговоры с музеями, городами и поселками, подбиралась техника. И в марте 2008 состоялась, наконец, съемочная экспедиция. Самый первый эпизод фильма был снят в Тобольском кремле.
– Я правильно понимаю, что «ИЮЛЬ» был создан именно для реализации этого проекта?
– Отчасти да, хотя идея по созданию «ИЮЛЯ» уже витала в воздухе, ведь «Хребет России» – это не единственный проект нашего центра. К нам обращался Павел Лунгин, которому мы помогали искать натуру для одного из его фильмов. Потом для екатеринбургской компании мы также искали натуру в Чердыни. Для фотокорреспондента журнала «Вокруг света» мы организовывали съемки. Велись переговоры с компанией BBC...
Однако когда началась работа по фильму «Хребет России», то стало понятно, что это основной проект продюсерского центра «ИЮЛЬ» и пока не закончены съемки, ничем другим мы заниматься не сможем: просто не хватит времени, сил, людей… Хотя у Алексея Иванова, конечно, есть и другие идеи, которые он был бы рад осуществить по окончании «Хребта России». Но время покажет.
– Пермские режиссеры, к примеру, Павел Печенкин не обращался к вам за помощью?
– Нет, конечно. Думаю, что мэтру Павлу Печенкину просто не солидно и не за чем обращаться за помощью во вновь созданный продюсерский центр. Ведь Павел Печенкин в Перми и не только здесь уже очень много лет работает, у него есть известность, своя команда, свои проекты, фестиваль. В нашей помощи он уж точно не нуждается…
– Профессионалы уже какие-то отзывы о вашем главном проекте оставляли? Насколько им интересно посмотреть итог вашей продолжительной работы?
– Думаю, что главных отзывов надо ждать осенью 2009 года, когда выйдет фильм. Хотя адекватное представление о «Хребте России» дает пятиминутный ролик, который был сделан на студии «Намедни» летом. В ролик вошли самые яркие эпизоды первых съемочных экспедиций. Леонид Парфенов – как профессионал (хоть и заинтересованное лицо) говорит о том, что для российского рынка этот проект уникален своим форматом, сочетанием экстрима, рассказа и такого видеоряда. Даже за рубежом такие проекты – редкость. Константин Эрнст заявил о готовности показать фильм на Первом, издательство «Азбука» взялось выпустить фотокнигу по следам фильма. Председатель совета директоров «Уралкалия» Дмитрий Евгеньевич Рыболовлев после выхода ролика принял эстафету Анатолия Борисовича Чубайса и профинансировал оставшиеся экспедиции телепроекта. Наверное, это уже и есть оценка, когда проект начинает интересовать лидеров.
– Но уже можно сказать, что в дальнейшем именно на Первом канале будет показан ваш фильм?
– Договор с Первым каналом пока не подписан, но предварительные устные договоренности уже есть.
Наш проект изначально работает не по обычной схеме: традиционно канал заказывает определенный продукт и выделяет деньги на его производство. Мы же двигаемся от обратного: сами нашли деньги, сами сняли фильм, а теперь будем его предлагать на канал.
– А что вообще подтолкнуло к созданию фильма именно такого необычного формата?
– Нас с Ильей Вилькевичем подтолкнул Алексей Иванов. Алексея Иванова – увлеченность историей Урала, наличие собственной концепции относительно этой истории и фильм «Российская империя» Леонида Парфенова. Последнего к участию в «Хребте России», как ни странно, подтолкнул тот же Алексей Иванов. Вот такой забавный замкнутый круг получается.
Принципиально новой была идея подачи материала от трех ведущих, путешествующих по Уралу. Алексей Иванов и Леонид Парфенов на исторических объектах размышляют об их значении для истории Урала и России в целом: Алексей как эксперт, местный житель и культуролог, Леонид как столичный эрудированный путешественник. А я, в роли третьего ведущего, испытываю взлеты и падения уральской истории на себе: прыгаю с плотины на катамаране, пролетаю на моторном дельтаплане над заповедником Аркаим, спускаюсь по веревке в пещеру Ермака, съезжаю на горных лыжах с горы Волчиха...
– Скажите, во время съемок какой момент вам запомнился больше всего и был для вас наиболее острым?
– Первое, что запомнилось – это прыжок на катамаране с водопада в Кусье-Александровском: там есть старый завод и плотина – вода падает с четырех метров. Это был мой дебют в роли спортсмена-рафтера. К счастью, в паре со мной с водопада прыгал мастер спорта международного класса по рафтингу Владимир Ильич Пермяков. На самом деле, мы совершили три прыжка, потому что невозможно качественно снять такой эпизод с одного дубля. Второй дубль оказался самым интересным – мы перевернулись. Просто в какой-то момент я поняла, что плыву пристегнутая к катамарану, весло в руках, но только вниз головой, под водой. Пришлось отстегиваться, выплывать на поверхность. В полете нас занесло на скалу, Владимир Ильич даже получил небольшую травму: он зацепился за арматуру на дне, порвал костюм. Моя первая мысль после переворота была: «Только бы операторы согласились снять третий дубль». В итоге, он и оказался самым удачным.
Потом было еще много интересных вещей: самый опасный из всех трюков в кадре полет на моторном дельтаплане, вождение подземохода «Крот» в шахте «Уралкалия» на глубине 500 метров, сотни километров на моторном рафте по Чусовой, покорение восьмидесятиметровой заводской трубы в Нижнем Тагиле, перелопачивание грязи на квадроцикле где-то под Хохловкой…
– Вообще какими видами спорта вы занимаетесь?
– В детстве я мечтала стать профессиональным спортсменом. Но может способностей не хватило, а может просто не нашла подходящий для себя вид спорта. Я занималась акробатикой, плаванием, волейболом, баскетболом, лыжами, легкой атлетикой, шахматами, неплохо получалось даже играть в футбол. Сейчас от всего этого осталась какая-то общая координация: до сих пор я могу сделать сальто или встать на мостик, проплыть стометровку кролем или забить «трехочковый». Последнее время в багажнике моего авто, в зависимости от сезона, лежат коньки, ролики, горные лыжи или велосипед. В общем мне интересны практически все виды спорта. (Смеется)
– Как же так получилось, что вы оказались на кафедре журналистики?
– В спорте к определенному возрасту понимаешь: если ничего не достиг, то ты уже не профессионал и тогда продолжаешь заниматься им для общего развития. После школы я поступила в лицей при Пермском государственном университете, где преподаватели увлекли литературой. Потом училась на филфаке, защитила диссертацию по творчеству Набокова. Потом мне предложили работать на кафедре журналистики, которая открылась на факультете. Параллельно я поступила на факультет журналистики в Петербурге. Кафедра журналистики в Пермском университете молодая, живая, динамичная, много возможностей. Я преподавала, занималась Молодежной школой журналистики и Школой PR и рекламы, олимпиадой по журналистике и Пермским фотокроссом. Потом мы с Ильей Вилькевичем организовали фестиваль «Сердце Пармы». Это, наверное, и определило то, чем я занимаюсь сейчас.
Большую часть своего рабочего времени сейчас я агент писателя Алексея Иванова, веду документацию, переговоры с издательствами и продюсерскими компаниями о продаже-покупке прав. Плюс являюсь программным директором продюсерского центра «ИЮЛЬ», занимаюсь организацией нашего проекта «Хребет России», участвую в его съемках.
Кроме того, я продолжаю преподавать в ПГУ, но с большими перерывами на съемки. Если посчитать, то за месяц я проезжаю на автомобиле не меньше десяти городов. Понятно, что времени для постоянной работы в университете у меня не остается. Тем не менее, пока не хотелось бы расставаться с университетом: мне кажется, что даже в роли такого непостоянного преподавателя я могу быть интересна студентам, ведь смогу рассказывать им о том, чем занимаюсь на практике. А сегодня практика для меня – это общение и работа с одним из лучших писателей, журналистов, режиссеров, операторов России: Алексеем Ивановым, Леонидом Парфеновым, Павлом Лунгиным, Владимиром Каптуром...
– Работая с Алексеем Ивановым и Леонидом Парфеновым, чему вы научились от них, как профессионалов?
– У Алексея Иванова пытаюсь учиться какой-то необыкновенной немецкой организованности и огромной трудоспособности. Я до сих пор не могу поверить, что на него не работает какой-нибудь подпольный исследовательский институт. Кажется, что одному работать сразу в стольких тематических (Урал, Югра, Башкирия, геопоэтика Перми, история Ивана Грозного и митрополита Филиппа...) и жанровых направлениях (очерки, культурологические эссе, сценарии телепроектов, художественных фильмов, мультфильмов, планы туристических маршрутов) просто невозможно. При этом Алексей Иванов ездит во все съемочные экспедиции, общается с журналистами и постоянно делится новыми идеями и проектами, которых у него в голове целый рой. И, самое главное, они почти никогда не остаются просто проектами – издаются книги, снимаются фильмы, рисуются мультики...
За Леонидом Парфеновым вообще очень интересно наблюдать на съемочной площадке. Все время чувствуешь, что это работает профессионал экстра-класса. В кадре он необыкновенно собран, убедителен и заразителен. Он знает, как актуализировать картинку, подать ее так, чтобы зритель почувствовал свою сопричастность. Он легко передает зрителю свои ощущения. При этом за кадром Парфенов может шутить, кого-нибудь смешно передразнивать, увлеченно обсуждать последний политический скандал, но вот звучит команда режиссера – и Леонид со знанием дела начинает рассказывать о каком-нибудь водобойном механизме. И кажется, что он всю жизнь только об этом и думал. Меня каждый раз удивляют эти мгновенные перевоплощения.
– Как развивается фестиваль «Сердце Пармы»?
– В этом году он прошел уже в третий раз. Несмотря на свою занятость на съемках, мы попытались устранить пробелы прошлого фестиваля. Ведь мы прекрасно понимали, что то, хорошо для первых двух – провал для третьего фестиваля. В этом году «Сердце Пармы» вышел на всероссийский уровень. К нам приезжали музыкальные коллективы из Тюмени, Глазова, Екатеринбурга, Кирова, Архангельска, Обнинска, Перми, Ныроба, Чердыни, Соликамска. На фестивальной поляне выступали более 50 бойцов в исторических доспехах и около ста артистов в этнических костюмах.
– Вы постоянно в разъездах. Когда бываете вообще дома?
– Некоторые друзья шутят, что видят меня теперь чаще по телевизору. Действительно, дома я бываю редко, больше общаюсь по телефону, ведь поездок очень много. Но все равно нахожу время для неделового общения. Мне кажется, при желании можно всегда найти время. Постоянные разговоры о занятости – просто отговорки.
– Вы объездили весь Урал. Что можете сказать об этом крае?
– Наш фильм «Хребет России» – это открытие Урала и для меня. Каждый кадр – это почти шедевр природы или старинной заводской архитектуры, даже в развалинах есть свой стиль, своя гармония и своя красота. Алексею Иванову удалось собрать воедино сотни этих разбросанных по всему Уралу картинок, объединить их единой концепцией и обеспечить фильму уникальный видеоряд. Этот Урал Алексея Иванова уже покорил всю нашу съемочную группу, а через год удивит Россию. В итоге, фильм покажет тот Урал, который до этого никто не видел.
– Как часто вы ездите за границу? В какие страны и где бы хотели побывать еще?
– Вообще я была всего в трех странах: Испании, Англии и Черногории. Я ездила в командировку по обмену в Великобританию и Испанию. Месяц жила в Оксфорде, потом три месяца – в Шерборне. Интересно ездить не как туристу, а именно в командировки, потому что так ты живешь обычной жизнью и видишь не только праздничные «фасады».
Сейчас я не часто бываю за границей, потому что нет времени, а еще последнее время просто не хочется никуда выезжать. Теперь поездки по Уралу стали для меня привычными – в гостинице я живу чаще, чем в квартире. Тем более, сейчас так много уральских впечатлений, и не хочется их перемешивать и перебивать чем-то другим. Возможно, через какое-то время это надоест, и захочется новых экзотических видов.
– Вы говорили, что по итогам вашего проекта будет написана книга…
– Ее уже пишет Алексей Иванов. Это будет фотокнига по итогам телепроекта, в нее войдут фотографии объектов и самих съемок, текст, созданный на основе сценария и небольшой путеводитель.
– Какие книги у Алексея Иванова вам запомнились?
– Немного странный вопрос литературному агенту. Конечно, я читаю все романы, статьи, сценарии Алексея Иванова. Некоторые вещи я читаю даже в нескольких редакциях и уже познакомилась с теми произведениями, которые еще не опубликованы – такая счастливая работа для любопытных. Все книги Иванова я хорошо помню и очень часто цитирую в жизни. С некоторыми позициями я не соглашаюсь, но последнее время все чаще понимаю, что Алексей был потрясающе прав. И мое ощущение, что мы живем в разных городах, уже почти стерлось, хотя у меня взгляд на жизнь более оптимистический.
– Хотелось бы узнать о вашей семье…
– И мне бы очень хотелось. Узнаем вместе, когда она у меня будет.
– Все же в дальнейшем вы хотите стать журналистом или будете продолжать продюсерскую деятельность?
– Журналистику как основное занятие я даже не рассматриваю. Хочу заниматься продюсированием и, если получится, продолжать работать ведущей телепроектов. Это безумно интересно, потому что есть возможность много путешествовать, многому учиться и многое узнавать...
– Тогда какова ваша цель в жизни? Чего бы хотелось достичь?
– Друзья однажды сказали, что, наблюдая за мной, поняли мою цель – жить ярко. Я думаю, отчасти они правы. Глобальных целей я не ставлю. То, чем я сейчас занимаюсь – мне страшно нравится. Я люблю пробовать новое в жизни в самых разных сферах. Я хочу постоянно что-то делать, пробовать, узнавать, куда-то двигаться. Хотя говорят, если ты слишком увлечена своей работой, то не профессионал. А для меня последнее время нет суббот и воскресений. Может быть, я и не профессионал, потому что очень люблю свое дело...