В Перми бесследно исчез свидетель убийства. Между тем неприкосновенность мужчины контролировалась Центром по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите ГУВД. Сотрудничающим с данным подразделением гражданам гарантируют полную конфиденциальность, вплоть до кардинального изменения внешности – пластической операции. В краевой прокуратуре считают, что гораздо эффективнее «засекретить» свидетеля, не изобретая очередной велосипед.
Житель Перми Арсений Ширинкин (имя и фамилия изменены), проходил свидетелем по громкому уголовному делу об убийстве криминального авторитета Сергея Чучи. Расследование этого преступления десятилетней давности было приостановлено за отсутствием доказательств. На очередную дачу показаний Ширинкина вызывали еще три недели назад – 28 августа. Однако свидетель перед этим получил звонок от «некоторых заинтересованных лиц» с предложением «не иметь лишних проблем и избежать непоправимых последствий». Как честный человек, Арсений Ширинкин на допрос явился, после чего бесследно исчез.
Парадокс ситуации в том, что г-н Ширинкин, как и второй свидетель, находится под охраной Центра по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите краевого ГУВД. Однако мужчину не могут найти уже третью неделю, его жена обратилась в милицию своевременно, сообщил корреспонденту 59.ru прокурор отдела государственных обвинителей прокуратуры Пермского края Александр Утёмов. В свою очередь, в самом центре по обеспечению безопасности лиц о данном случае не рассказывают, зато подробно поведали об «эффективных методах своей работы».
Раньше люди, ставшие свидетелями противоправных деяний, крайне неохотно шли на контакт с милицией, опасаясь, что после дачи показаний их жизнь окажется под угрозой. По данным ВНИИ МВД России, 60% граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы. Большинство из них просто боится мести представителей криминального мира. Ежегодно в нашей стране свидетелями по уголовным делам выступают около 10 миллионов человек. Примерно четверть из них в ходе процесса меняет свои показания.
Сегодня картина существенным образом изменилась, считает заместитель начальника новорожденного Центра по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите ГУВД по Пермскому краю Анатолий Илатовский. В Перми год назад были расформированы управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП). Им на смену пришли новые подразделения с новыми задачами. Так, был образован Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
«Мы гарантируем полную защиту свидетелей: от предоставления конфиденциальности до изменения внешности и переселения в другой город или регион, – рассказывает г-н Илатовский. – Например, в Татарстане наши коллеги в ситуации реальной угрозы нанимают гримеров из театров, чтобы изменить внешность свидетеля. При наличии серьезных причин и многих факторов мы совсем не исключаем возможность проведения и пластической операции. Это касается, например, определенной группы риска: защита контролирующих органов, прокуратуры, судей, силовых структур, должностных лиц, участников уголовного судопроизводства и их близких. Все меры соответствуют Федеральным законам 119 и 45». Примечательно, что материальную часть вопроса Центр берет на себя.
Но факты, к сожалению, говорят не в пользу нововведений. Гособвинитель Александр Утёмов сообщил, что на сегодня свидетель Ширинкин числится без вести пропавшим. «Вполне возможно и то, что он либо прячется, либо его подкупили, – не отрицает собеседник. – Ведь отношение к этому уголовному делу имеет пермский криминальный лидер, бизнесмен Альфир Амиров».
Десять лет назад бизнесмена подозревали в убийстве его конкурента Сергея Чучи в лесном массиве, но собрать достаточно материала для предъявления обвинения не удалось. Тело убитого так и не нашли, за отсутствием доказательств дело приостановили, авторитета Амирова оправдали, к тому же пропал и один из свидетелей.
«Как Амиров обращается с очевидцами своих преступлений, ни для кого не секрет, – отмечает гособвинитель. – В ход идут угрозы, прессинг, подкуп». Один из таких случаев в преступной практике бизнесмена – избиение братьев Ощепковых. Один из братьев скончался от нанесенных травм, однако выживший родственник, соблазнившись деньгами, давал ложные показания. «Только из-за того, что изначально по ложному следу оперативников направили сами свидетели, дело застопорилось. Возможно, ложные показания они давали из-за страха, однако, Амиров еще и подкупил брата Ощепкова», – говорит Александр Утёмов.
Тогда бизнесмен скрылся из поля зрения на полгода, был объявлен в федеральный розыск, потом объявился и заявил следствию, что в ту ночь в клубе не был, а машиной управлял его друг Сергей Блинов. Выживший Константин Ощепков также по фотографиям опознал как убийцу брата Блинова. К тому времени, подставного «убийцу» нашли обгоревшим в собственной квартире со множеством колото-резаных ран. Версия Амирова и сбила следствие. Позднее, припертый к стенке, бизнесмен придумал другую версию: в клубе был, но машину в тот вечер давал все равно Блинову.
Между тем накануне, 22 сентября, Фемида восторжествовала. Спустя девять (!) лет после совершения преступления Амиров, наконец, был осужден и приговорен к девяти годам строгого режима, помимо прочего, бизнесмен обязан выплатить 400 тысяч рублей морального ущерба.
«Константин Ощепков лишь несколько лет спустя признался, что его подкупили и запугали, потому что не чувствовал себя в безопасности, – резюмирует гособвинитель. – Конечно, адвокаты Амирова сейчас готовят обжалование в Верховный суд. Я думаю, защита свидетелей – огромная ответственность. Сейчас нет надежных механизмов. Гораздо эффективнее изначально при даче показаний полностью засекретить человека: не называть его настоящие имя, адрес, данные, изменить даже его голос. Ведь очень часто все эти сведения открывают».
Напомним и случай с Рафаэлем Юртаевым, чью семью лишили охраны ОМОНа и отец погибшего ребенка, чувствуя угрозу, был вынужден покинуть Россию. Снятие охраны стало последней каплей. Это вопиющее нарушение закона, подчеркнула судебный представитель Рафаэля Юртаева, бывший сотрудник прокуратуры Галина Акмурзина. «Как будто в насмешку семье Юртаевых назначили обеспечение конфиденциальности. Четыре года идет следствие по двум уголовным делам. Все сведения об Юртаевых: телефоны, адреса, места работы и учебы ребенка – известны и давным-давно прочитаны Мамедовым, Агаевым и их адвокатами. О какой конфиденциальности идет речь?» – возмущается г-жа Акмурзина.
Печальный опыт говорит сам за себя. Получается, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Останется ли защита свидетелей и жертв преступлений лишь на словах, пока неизвестно. Из источников в правоохранительных органах «неудобная» информация просачивается всегда с большим трудом.