От огня в Прикамье почти в полном составе погибла многодетная семья: отец, мать и семеро детей: пять сыновей и две дочери. Старшему мальчику было 13 лет, младшей – всего четыре года. Все они задохнулись угарным газом. В Кунгурском районе объявлен траур, а следователи продолжают выяснять причину происшествия.
От большой семьи из десяти человек в живых остался только 13-летний Андрей Шляков. Он проживал отдельно от родителей, братьев и сестер – в этом же доме, но на другом этаже, в трехкомнатной квартире бабушки. Остальные ютились в подвальном помещении площадью в 35 квадратных метров.
Напомним, в пятницу, 9 марта, в цокольном этаже четырехэтажного кирпичного дома в селе Моховое Кунгурского района вспыхнуло пламя. Как пояснили в ГУ МЧС по Пермскому краю, при тушении пожара звеном ГДЗС и были обнаружены тела девяти человек. Ими оказались 34-летний мужчина, 31-летняя женщина, их дети в возрасте от четырех до 13 лет: пять сыновей и две дочери.
С момента гибели семьи существовало несколько версий происшествия. Первая из них – жену и детей поджег отец семейства Александр Шляков из-за бедности. Следователи отмечали, что многодетная семья состояла в группе риска.
Другую версию в беседе с корреспондентом 59.ru высказал уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков. «Люди могут говорить все, что угодно, – отметил он. – Но, как правило, семьи по той причине, что они многодетные, никогда не станут сжигать своих родственников». По его словам, более вероятная причина трагедии – курение в постели в состоянии алкогольного опьянения.
Спустя несколько часов следователи озвучили еще одну рабочую версию причины ЧП. «Возгорание началось из-за шалости ребенка, и пожар начался с кухни», – пояснил руководитель следственно-оперативной группы, замруководителя краевого следственного управления СК РФ Дмитрий Анащенко.
Как сообщили 59.ru в сельской пекарне, в день трагедии глава семьи Александр Шляков был на работе – в соседней с его домом пекарне: «Его смена начинается рано – в 4 утра, Александр здесь работает почти год. В тот день ему позвонили, и он сразу убежал. Из наших это многие видели. После звонка в чем был, не надевая верхнюю одежду, он побежал обратно к своему дому».
Руководитель Кунгурского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Пермскому краю Виталий Игнатенко также подтвердил, что о пожаре в квартире Шляков узнал, когда был на работе. «В ходе следственных действий выяснилось, что вытащить кого-либо из задымленной квартиры отец семьи не успел. В воздухе была сильная концентрация угарного газа. Здесь достаточно одного глубокого вдоха, чтобы потерять сознание, – отметил собеседник. – Дверь в квартиру была открыта. Тела мужа и жены и одного ребенка обнаружили у выхода из кухни. Их кухня размещена буквально у выхода. Других детей обнаружили в комнате. Было видно, что горели вещи, пол, поролоновые матрасы».
Как рассказывает замредактора кунгурской газеты «Искра» Людмила Пятилова, которая выезжала на место происшествия в день трагедии, в подвале четырехэтажки, где и размещалась квартира погибшей семьи, подобных крохотных комнатушек далеко не одна. «Весь подвал занят квартирами, их порядка 20. Все они приватизированы. Там живут и другие семьи, тоже с детьми, – сообщила собеседница. – Подвал коридорного типа, а по бокам идут квартиры. На всех окнах решетки. В квартире Шляковых тоже было единственное окошко с решеткой».
Сейчас следователи изымают все документы и выясняют, почему семья из десяти человек проживала в однокомнатной квартире на 30 метрах. Будет проверена и работа чиновников. Материалы дела направлены в Пермь. Возбуждено уголовное дело по статье «Убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом».
Журналист Людмила Пятилова рассказала, что основным доходом для семьи была зарплата отца и пособия по инвалидности одного из детей. В свою очередь соседи по дому, которые знали семью, поделились своими наблюдениями. «Конечно, они жили в плохих условиях. За неимением места дети спали на матрасах из поролона. Кто-то из их ребятишек учился в коррекционном классе. Но дети были очень вежливые, да и родители старались одеть их опрятно, – рассказала соседка семьи Тамара Васева. – Мать Юлия Шлякова детей любила. Это непьющая семья. Юлия раньше работала почтальоном в Кунгуре, только последние несколько месяцев перестала работать, потому что восемь детей надо воспитывать. Муж Александр попивал, но не запойный. Он приехал в Моховое из округа Коми, а Юля местная, здесь родилась и жила». Соседка добавила, что у бабушки, у мамы Юлии, жил постоянно 13-летний Андрей, один из близнецов, его братья и сестры жили в подвале.
«Бабушка жила в этом же доме в трехкомнатной квартире на четвертом этаже. Она согласилась взять одного из ребят на воспитание, – отметила соседка. – Одевала его хорошо, ухаживала. Сейчас что только не говорят, вплоть до того, что отец закрывал семью на замок в квартире. Как он закрывал их на амбарный замок, если дети постоянно бегали во дворе, гуляли? Вчера бабушку увезли в больницу, они пережили настоящий кошмар».
По словам начальника отдела социальной помощи территориального управления министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району Маргариты Сыньчук, эта многодетная семья регулярно получала пособие как малоимущая. По ее словам, последний раз мать приходила за средствами в ноябре минувшего года.
«У многодетных семей Кунгурского района (и не только его) всегда очень много проблем, – отметила собеседница. – Это и жилье, и работа, и материальное обеспечение. Говорить о них можно очень долго. Многодетным семьям всегда чего-то не хватает. Кстати, число таких семей в Кунгурском районе в последние годы неуклонно растет. На начало этого года в Кунгурском районе было зарегистрировано 612 многодетных семей, имеющих статус малоимущих».
Отметим, в адрес редакции 59.ru под подписью «Жители этого подвала» поступило сообщение. «Трагедия случилась! Но это не случайность! А закономерность, – пишут они. – Условия проживания жизни в этом аду не способствуют вере в лучшее. Сегодня там живут люди в условиях, в которых чувствовать себя Человеком просто невозможно! Многие из них – приличные люди, они отработали годы, а некоторые всю жизнь, на заводе железобетонных изделий, стояли в очереди на квартиры. Первых в списках расселили в эти нежилые помещения! Завод давно продан, а люди так и остались жить в подвале. Обслуживающие организации только увеличивали плату за квартиру и ничего не делали. Никто не несёт ответственности за эти помещения, даже администрация Моховского поселения отмахивалась, говоря, что этот объект не на их балансе».
Погибшие на пожаре в селе Моховое Кунгурского района по решению родственников будут похоронены в одной могиле на Сылвенском кладбище завтра, 12 марта. Все организационные вопросы взяла на себя администрация района и поселения.
А день похорон семьи Шляковых в Кунгурском районе объявлен днем траура. По данным пресс-службы администрации муниципалитета, в районе будут приспущены государственные флаги, в учреждениях культуры отменят все развлекательные мероприятия.
Как рассказала пресс-секретарь администрации губернатора Инна Скрыпниченко, глава Пермского края Олег Чиркунов заявил, что «намерен оказать 13-летнему Андрею Шлякову помощь». «В данный момент идет совещание, на котором, в частности, рассматриваются варианты возможности оказания материальной помощи ребенку, – отметила она. – Решение будет принято до конца дня».