В ВШЭ запущен необычный эксперимент, в рамках которого в помощь неуспевающим студентам вуз бесплатно готов выделить тьюторов-добровольцев.
По статистике, больше всего отчислений в любом вузе приходится на первый год учебы. В среднем в вузах каждый год с первого курса отчисляют около 8-10 процентов. Даже в МГИМО, куда традиционно поступают самые сильные абитуриенты, на первом курсе отчисляют около 7 процентов, и всего 15 в целом по вузу. «В МГИМО процент отчисленных с платного обучения выше, чем с бесплатного, – рассказывает ректор МГИМО Анатолий Торкунов в интервью «Российской газете». – Да, вузу невыгодно выгонять платников. Но что делать, как они будут дальше учиться? Когда мы выдаем выпускнику диплом, тем самым ставим штамп «МГИМО». Если этот штамп поставить слабому студенту, то рискуем потерять деньги потом, размывая наш имидж».
В технических вузах число отчисленных с первого курса гораздо выше. Причины, конечно, разные: сомнения в верности выбора, неурядицы в семье, элементарная неорганизованность, но итог один.
В рамках эксперимента в ВШЭ тьюторы помогут улучшить успеваемость отстающим студентам, окажут им психологическую поддержку, а если потребуется, могут вмешаться в конфликт студента и преподавателя и помогут разрешить его.
«Проблема адаптации первокурсников к вузу очень распространена, – признает директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. – Если к студентам предъявляются высокие требования, то на первом и втором курсах у многих возникают сложности с успеваемостью. Причина, как правило, не в лени или нежелании учиться, а в различиях школьного и вузовского подходов к обучению: школы заставляют учиться, контролируют каждый шаг, а вузы, напротив, предоставляют студентов самим себе. Концепция тьюторского сопровождения, предложенная лабораторией «Развитие университетов», представляется мне очень интересной и полезной. В такой помощи особенно нуждаются студенты, только что поступившие в вышку. А тьютор из числа тех, кто сам не так давно был студентом или продолжает учиться в магистратуре, может оказаться тем Вергилием, который проведет вчерашнего школьника от начала учебы в вузе к получению им диплома».
Сейчас в ВШЭ рассматривается еще два варианта тьюторства, когда наставниками становятся студенты-волонтеры и студенты-отличники. Отличников отбирают по конкурсу и платят им небольшую зарплату, они консультируют двоечников по определенным учебным курсам и подсказывают, где найти нужную информацию. Чтобы получить помощь тьютора, студенту просто необходимо заполнить анкету на сайте вуза. Опыт показывает, что наиболее востребованы среди тьюторов все же отличники.
«Мне, видимо, повезло: я училась в Азербайджанском государственном университете им. С.М. Кирова в период с 1977–1982 года и наставничество там было в порядке вещей, – пишет в своем комментарии на сайте «Умная Школа» Ольга Анцупова. – Все первокурсники брались под «контроль» комсомольцами-активистами 3 и 4 курсов. В их задачу входила не только помощь в учебе, включая подготовку к экзаменам, но они занимались еще и вопросами адаптации первокурсников к студенческой жизни. Кроме того, для иногородних ребят весь первый год организовывались ознакомительные экскурсии по городу. Но, конечно, основной акцент делался на дополнительных занятиях для отстающих. Если есть желание руководства конкретного вуза, то организовать систему наставничества нетрудно. Другое дело – заставить ее эффективно и стабильно работать».