Люди, готовые раздеться догола за хороший приз или просто поучаствовать в дурацкой рекламной акции ради веселья, находятся всегда. В том числе, и в Перми. И то, что обыватели такое поведение, мягко говоря, не одобряют, смельчаков совсем не смущает. Скорее наоборот.
Один из самых ярких и эпатажных проектов запустила в феврале пермская тату-студия Extra. В акции Сиськи. Среда обитания все просто: девушкам предложили сфотографироваться топлесс на фоне узнаваемого городского ландшафта и получить за лучшее фото вполне серьезный приз ? бесплатную татуировку, стоимость которой в салоне составила бы 10 тысяч рублей.
Пермячки с готовностью откликнулись на это предложение и сняли лифчик на площади у кинотеатра Кристалл, в сквере у оперного театра, на набережной и даже у Законодательного собрания. Причем, судя по фото, все это происходило днем. Стоит только порадоваться за тех прохожих, которые оказались рядом.
По сути своей эпатаж строится на взламывании культурных кодов в сознании человека. И то, что может как-то шокировать пермяков, для иностранцев выглядит вполне обычной вещью. Например, в лондонском Гайд-парке есть специальный уголок для эксгибиционистов и любителей плотских утех на свежем воздухе. И люди вполне спокойно относятся к существованию подобного места. Вообще, отношение к теме раздевания в Европе намного проще, ? комментирует директор по развитию агентства SP Media Петр Кравченко.
Действительно, самый популярный за границей формат эпатажных акций ? это массовое раздевание в магазинах. Желающих поучаствовать всегда оказывается больше, чем рассчитывают организаторы. Так, во Франции магазин одежды Desigual предложил покупателям прийти в одном нижнем белье и получить за это две бесплатные вещи. В итоге, собралась толпа из 250 человек, но подарки получила только первая сотня счастливчиков. Среди которых были люди, ночевавшие у дверей магазина, только бы стать первыми.
Фото teleobektiv.ru
Голые акции за границей проводят так часто, что они уже стали обыденностью. В России, возможно, самым известным таким проектом была акция салона Евросеть Разденься и получи телефон. Проводилась она в начале нулевых и до сих пор является примером редкой смелости отечественных рекламщиков. В Перми же массовое оголение ? все еще табу.
Если относительно невинная фраза Хочешь черного? приводит к демонтажу рекламного щита, то о каком эпатаже в Перми может идти речь?, ? комментирует ситуацию руководитель Рекламного департамента Корпоратив Андрей Пометун. ? Пермь гораздо консервативнее столичных и европейских городов. Здесь гораздо выше концентрация ханжей и моралистов, сдерживающих деятельность местных рекламно-маркетинговых провокаторов. А учитывая общий курс на духовность и традиции, можно предположить, что эпатаж и сисечный маркетинг будет активно применяться только в узких целевых аудиториях, не выходя на широкий экран.
Скандальная пермская реклама. Фото creative-perm.ru
Еще один проект для своих, но весьма эпатажный и с долей юмора организовали в пермском анти-кафе Культурный диван. Это фотоконкурс Парни в подштанниках. Мы ответственно противостоим морозам, сберегая самое ценное. Мы опора и надежда родины, мы герои невидимого фронта! Страна должна знать своих героев в лицо и в подштанниках! В общем, весело и немного шокирующе. А главное, с хорошим призом ? 30 бесплатных часов в антикафе Культурный Диван.
Смелых мужчин нашлось не меньше, чем уверенных в себе девушек в акции тату-салона. И неизвестно, что сделать сложнее: показать грудь или щегольнуть в подштанниках.
Еще в 2004 году я первым в Перми использовал раздевание и бодиарт как инструмент продвижения бренда, ? рассказывает руководитель рекламного агентства Lege Artis Антон Толмачев. ? На шоу Камские львы в Драмтеатре наши менеджеры, раскрашенные и с логотипами Lege Artis, ходили среди публики. Цель была простая: заставить о себе говорить. Мы ее тогда достигли. Сегодня же боди-артом никого не удивишь. Но и ничего нового не появляется: пермские заказчики и исполнители топчутся на месте и ходят по кругу.
Фото предоставлено Антоном Толмачевым
Впрочем, эпатаж ? это не только раздевание до гола. Иногда стоит просто сделать что-то откровенно бессмысленное в публичном месте. Такую акцию, приуроченную к 1 апреля, в Перми проводил салон Евросеть. Проект назывался Веселая гребля и заключался в том, что промоутеры и все желающие бегали по Компросу в резиновых лодках.
Фото предоставлено SP Media
В этой акции приняло участие примерно 200 человек, еще около 400 пермяков наблюдали за процессом. Притом, что никаких бесплатных мобильников за участие не предлагалось, только скромные сувениры.
Массово раздеваться пермяки не готовы, а вот заниматься чепухой в толпе соратников ? это сколько угодно. Не зря в Перми так популярны флэш-мобы, парады зомби и мыльных пузырей. Рекламщики, конечно, не могут пройти мимо этой любви и используют ее в своих целях.
Вот, например, пермская школа танцев Freak Dance Studio решила сыграть на Gangnam style мании, которая захватила в прошлом году весь мир, не обойдя стороной и Пермь. Был организован конкурс на лучшее видео стиле Gangnam style, победителю пообещали бесплатный абонемент на полгода занятий в студии.
Ради такого приза пермские фанаты танцев постарались и сняли ни много, ни мало 22 ролика. Съемки проходили в торговых центрах, на фуд-кортах и просто на улицах города. И элементов эпатажа в процессе съемок точно было предостаточно.
Но не стоит думать, что эпатаж ? это всегда хорошо. Иногда он наоборот может испортить впечатление, ? комментирует Петр Кравченко. ? Например, вспомним деятельность пермского анархо-экологического движения. Активисты этого объединения выступали против сжигания ракет. Уверен, что их цель была понятна и близка многим пермякам. Но своими не совсем адекватными выходками они отвлекли внимание от сути своих акций. Все видели только людей, бегающих по зданию Законодательного собрания в противогазах. Я бы назвал это переэпатаж, и он уже явно был лишним. Так что, делая ставку на шокирующее поведение, главное, не переборщить. Чувство меры важно соблюдать во всем, в том числе и в эпатаже!