Пермского хоккеиста Никиту Касаткина, обвиняемого в убийстве, выпустили под залог. Парень находился в СИЗО два года. Спортсмена обвинили в том, что он одним ударом кулака убил посетителя клуба, за что его приговорили к 12,5 годам строгого режима. Позже обвинительный приговор дважды отменяли апелляционные инстанции, отправляя обратно в Индустриальный районный суд Перми. В конце апреля 2013 года была назначена очередная судмедэкспертиза.
Родные хоккеиста настаивают, что следствие предъявило обвинение на основании показаний всего лишь одного свидетеля. Гособвинители, в свою очередь, все проведенные судмедэкспертизы называют «противоречивыми и неполными».
Напомним, два года назад, в ночь на 1 мая 2011 года у клуба «Фараон» произошла трагедия. В полночь на втором этаже «Фараона» между посетителями разгорелась ссора из-за карточного долга. Скандал превратился в потасовку. Один из участников конфликта позвонил за помощью своему другу Артему Костюкову. Парень примчался в «Фараон». Охрана клуба вытолкнула буйных посетителей на улицу. Но драка продолжилась и там. Конфликт закончился тем, что от полученных ударов на месте погиб 24-летний Артем Костюков. У погибшего осталась пятилетняя дочка.
По горячим следам задержали участника драки Казыма Казымова и предъявили ему обвинение. Но уже через 48 часов его выпустили и сделали основным свидетелем. «Обвинили моего сына, – рассказал отец подсудимого Александр Касаткин. – Хотя и сам Казымов участвовал в драке, сам наносил удары ногами. По итогам госэкспертизы, смертельный удар нанесли в шею в район кивательной мышцы.
Один из свидетелей К. видел, как Казымов наносил множественные удары по другу Костюкова, который держал в руках голову товарища. А на суд Казымов принес какие-то тапочки, в которых якобы был в тот вечер, хотя все говорят, что он был в туфлях. Но следствие верит, что Казымов был в тапочках и пуховике. Вот и встает вопрос: почему же все-таки не привлекают человека, который наверняка нанес смертельные травмы, и который является ранее не один раз судимым, и все по весьма характерным статьям (изнасилование, побои, истязания)? У меня единственный вопрос: по каким причинам следствие верит четырежды судимому Казымову и не верят пяти другим свидетелям?
Ситуационную экспертизу отказались назначать. Хотя она бы четко показала, какой именно удар стал смертельным. Версия следствия: якобы мой сын ударил Костюкова кулаком, но на лице потерпевшего нет ни одной ссадины. В свою очередь, все четыре опроса Казымова разнятся между собой. То он говорит, что мой сын дрался и нанес 3–4 удара Костюкову, хотя другие свидетели не подтверждают этого».
В распоряжении 59.ru оказалось заключение Пермского краевого бюро судмедэкспертизы. В документе названа причина смерти Артема Костюкова: «Смерть наступила от закрытой тупой травмы головы и шеи с повреждением мягких тканей шеи, мягких мозговых оболочек, вещества головного и спинного мозга... Образовалось от взаимодействия с каким-либо твердым тупым продолговатым предметом (с шероховатой поверхностью), например, при ударах ногой, обутой в жесткую обувь, палкой и т. д., при этом по шее пострадавшего (правая боковая поверхность шеи) было нанесено не менее одного удара». Позже в заключении экспертизы тут же дописано (!) от руки: «Плюс, возможно, удар рукой». И никакого заверения о том, что «правка верна» в документе не стоит (смотрите отсканированный документ в галерее. – Прим. авт.).
«Опрашивают очевидцев преступления, но не всех, только выборочных», – продолжает отец хоккеиста.
«И вроде все просто, получается: толкнул человека, тот упал, и значит тот, кто толкнул – тот и виноват. А то, что после этого толчка человек был жив, а уже потом его пинал ногами кто-то другой, и после этих пинков человек умер – это правоохранительному органу совсем не нужно. Причем пинал ногой всего-то один человек, личность которого установлена, и которого видели пинающим, пинал он умершего дважды, с перерывом в какие-то минуты, – говорит Александр Касаткин. – Только вот к мнению видевших удары следственный отдел не желает ни прислушиваться, ни оценивать их показания.
Еще одна великая странность в этом деле: следственный орган начал говорить о какой-то явке с повинной, которая просто необходима для смягчения участи подозреваемого. Даже обещали не заключать под стражу, если сознается и напишет явку с повинной. У нас, что, презумпция невиновности была когда-то отменена? Не слышал».
Отец хоккеиста цитирует и формулировку обвинения в отношении своего сына: «Учась на четвертом курсе физфакультета, зная анатомию человека, на почве личной неприязни и имея желание убить человека, будучи хоккеистом, нанес погибшему смертельный удар». Но, по словам отца, Касаткин и Костюков между собой не были знакомы, никаких конфликтов до встречи у клуба «Фараон» у них не было (напомним, Никита Касаткин был игроком пермской команды «Октан» – молодежной команды ХК «Молот-Прикамье»).
«Сейчас назначили новую судебную медицинскую экспертизу, в Оренбурге. Прокуратура вновь подала ходатайство, – отметил Александр Касаткин. – Представляете, что будет, если в результате вынесут оправдательный приговор? Невиновного человека два года продержали в СИЗО. Мой сын оказался не в том месте, не в тот час. Сейчас ситуация, как в королевстве кривых зеркал. Сын сейчас дома с матерью и сестрой, что очень важно».
В свою очередь, гособвинитель Анастасия Мамошина сообщила, что проведенные по делу экспертизы содержат противоречивые выводы, в частности о причине смерти потерпевшего. Именно в связи с этим возникла необходимость в назначении повторной комиссионной экспертизы. «Целью судебного следствия является установление истины по делу, достичь которой можно только в результате исследования всех доказательств, представленных как стороной защиты, так и стороной обвинения, – отметила гособвинитель. – И только проанализировав и сопоставив их, суд сможет вынести итоговое решение. Подсудимый Касаткин обвиняется по ч. 4 ст. 111 УК РФ, то есть в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, повлекшем по неосторожности его смерть. Максимальное наказание, которое может быть назначено, составляет 15 лет лишения свободы. Действительно, суд изменил Касаткину ранее избранную меру пресечения в виде заключения под стражу – на залог. Однако это не свидетельствует о том, что подсудимый находился под стражей при отсутствии на это законных оснований.
Мы рассчитываем, что экспертиза будет проведена в течение полутора-двух месяцев.
Поскольку на данный момент судебное следствие не окончено, говорить о позиции гособвинения преждевременно. Показания свидетелей, в том числе и те, достоверность и правдивость которых оспаривает сторона защиты, не имеют для суда заранее установленной силы и будут оценены наряду с другими доказательствами по делу».
Добавим, ранее Индустриальный райсуд Перми приговорил Никиту Касаткина к 12,5 годам колонии строгого режима. Пермский краевой суд отменил приговор и отправил дело на новое рассмотрение. Судебные слушания возобновят после окончания медэкспертизы.