Евангелисты и мормоны Перми жалуются на нарушения своих прав. По словам представителей религиозных организаций, их называют сектантами, в том числе и представители СМИ. Напрасно ли обидели неортодоксальных христиан? Подробности читайте в материале 59.ru.
В аппарат уполномоченного по правам человека в Пермском крае поступили три жалобы о нарушении свободы совести и вероисповедания. Первая пришла от Совета протестантских евангельских церквей. Представители Совета пожаловались, что в Коми-Пермяцком округе распространяются листовки, в которых деятельность ряда официально зарегистрированных религиозных организаций названа экстремистской. В пресс-службе краевого омбудсмена корреспонденту 59.ru пояснили, что агитки висели на заборе. Они предупреждали об опасности вступления в секту «Новый Завет». «Данная организация входит в список из 21 конфессии, официально зарегистрированных на территории Пермского края, – отмечают в ведомстве. – Назвать евангелистов сектантами – это значит нарушить их право на свободу вероисповедания».
Аналогичная ситуация произошла с Церковью Иисуса Христа в Чайковском. Ее адептов именуют мормонами. Их называли сектантами журналисты ТК «Ветта». Кроме того, в том же репортаже телекомпании фигурировал благотворительный фонд церкви «Новый свет», руководители которого были заподозрены в мошенничестве.
Третья жалоба уполномоченному по правам человека поступила от осужденного ИК-12. Он пожаловался, что у него забрали религиозную литературу для проверки по федеральному списку экстремистских материалов и не вернули. Правда, при проверке выяснилось, что сотрудники ФСИН книги все-таки отдали, так как экстремизма в них не нашли. О какой именно литературе идет речь, в пресс-службе омбудсмена не уточнили.
Иными словами, в регионе нарушаются права на свободу совести исключительно у адептов неохристианских культов. По крайней мере, жалуются на это только они. Можно ли подобные религиозные организации называть «сектами»? Еще в 1998 году Судебная палата по информационным спорам при президенте РФ, рассматривая жалобу религиозной организации на применение СМИ этого термина, признала неоправданное его использование фактом нарушения журналистской этики, поскольку «в законодательстве РФ не существует такого понятия». Но бывший уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин отмечал, что термин «секта» в наше время несет, безусловно, негативную смысловую нагрузку, и, употребляя его, журналисты могут оскорбить чувства верующих.
Ранее на эту тему:
Но с этим не согласны некоторые адепты ортодоксального христианства. Например, православный пермяк Евгений Ошмарин, занимавшийся проблемами так называемых сект в Пермском крае, отмечает, что в этом спорном термине изначально не было никаких отрицательных коннотаций. «Это были религиозные или философские школы, впоследствии отделившиеся от основного религиозного или философского направления, – говорит собеседник. – Термин давно вошел в правовое поле, свободно используется в российских и международных документах. Он отражает деструктивный характер псевдорелигизных организаций. Дело в том, что их деятельность окрасила слово «секта» в темные тона. Например, ряд так называемых евангельских организаций нарушал российское законодательство. Они вовлекали в религиозную деятельность детей без согласия их родителей. Многие их адепты приходят в школу и начинают рассказывать ученикам о своей деятельности. Или, например, объявляют о светском культурном мероприятии, а под его видом проводят свои проповеди. Это называется конфессиональная анонимность, которая запрещена законодательно».