В ближайшие 15-20 лет в сфере образования произойдут сильные изменения. Появятся новые профессии, которые со временем частично или полностью вытеснят педагогов. Что это за новые супер-специалисты? И соответствуют ли выпускники Пермского гуманитарно-педагогического университета требованиям современной педагогики?
Ответ на первый вопрос опубликован в «Атласе новых профессий». Атлас – результат большого исследования ученых московской школы управления «Сколково» и Агентства стратегических инициатив.
Впервые в России Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Сфера образования вошла в эти отрасли. В результате появился «Атлас» – карта-описание перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет.
Исследователи отметили, что, несмотря на консервативность сферы образования, изменения в ней неизбежны. Аргументация такова:
во-первых, в образовании начинают применяться инструменты обучения с привлечением ИТ: онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры и другое;
во-вторых, информационные технологии, содержание и процесс обучения подстраивают под запросы учащегося и его индивидуальные особенности (скорость обучения, предпочтение формы обучения и др.);
в-третьих, в образовании активно внедряются игровые формы обучения, поскольку игра позволяет более всесторонне и эффективно осваивать изучаемый предмет. Именно профессия игропедагога будет постепенно замещать обычного школьного учителя.
в-четвертых, образование, особенно для учащихся вузов и взрослых, оказываются все более предметным и практико-ориентированным, поэтому в центре такого образования становятся реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы.
Наконец, образование перестает быть этапом в начале самостоятельной жизни, а становится непрерывным процессом, сопровождающим человека на протяжении всей жизни.
Список профессий будущего в сфере образования
Специалисты, которые будут востребованы до 2020 года и/или уже работают в сфере образования:
Модератор – специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала в ходе практической деятельности;
Тьютор – педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития;
Организатор проектного обучения – специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы, а изучение теоретического материала является необходимой поддерживающей деятельностью;
Координатор образовательной онлайн-платформы – специалист внутри образовательного учреждения или независимого образовательного проекта, который имеет компетенции в онлайн-педагогике и сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам/дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала платформы;
Ментор стартапов – это профессионал с опытом реализации собственных стартап-проектов, курирующий команды новых стартапов. Обучающий их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности;
Игромастер – специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.), сопровождению игр с использованием симуляторов.
После 2020 года игропедагоги постепенно замещают обычных учителей. Вводится специальная «физкультура» для памяти, внимания и так далее. Появляется специалист, который прописывает индивидуальную карту маршрута для получения образования. И, наконец, учащиеся получают легальные навыки для управления состояниями собственного сознания.
Список профессий, которые появятся после 2020 года:
Игропедагог – специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя;
Тренер по майнд-фитнесу – специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя;
Разработчик инструментов обучения состояниям сознания – создает программы и оборудование (например, устройства биологической обратной связи) для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление, повышенные творческие способности и др.);
Разработчик образовательных траекторий – профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов, стажировок и др., на их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека.
Создатели «Атласа новых профессий» советуют будущим педагогам заниматься в ведущих вузах страны, ссылаясь на то, что «хотя в России много педагогических вузов, ни один из них не готовит специалистов по новой педагогике (а многие и сопротивляются освоению новых методов обучения)».
Лидеры в этой области, по мнению специалистов «Сколково»:
Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
Московский государственный университет;
Российский государственный гуманитарный университет;
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.
В Пермском педагогическом университете пока не готовят по специальности «Разработчик инструментов обучения состояниям сознания». Тем не менее, вуз, по мере возможности, шагает в ногу со временем. Рассказывает проректор по учебной работе ПГГПУ Константин Егоров:
«Обновление циклов развития высшего педагогического образования происходит раз в пять лет. Встают вопросы о новых технологиях и принципах работы.
Наш вуз не столько руководствуется задачами бизнес-школы «Сколково», они могут изобретать все, что угодно. Есть утвержденные классификаторы, на которые мы и ориентируемся.
Во-первых, в России утверждены профессиональные стандарты. Прошлый учебный год как раз был ознаменован появлением профессионального стандарта педагога. Он предъявляет высокие требования к подготовке выпускников. Конечно, задачи, которые формулирует государство, опережают этот стандарт. Но и мы развиваемся. Сегодня задача для многих вузов – перестраивать некоторые сложившиеся формы подготовки.
В профстандарт, кроме всего прочего, включаются региональные требования. Регион может ставить свою планку к уровню подготовки педагогов.
Наш второй ориентир – концепция реформирования высшего педагогического образования. Основной смысл – модернизация вузов в течении трех ближайших лет, чтобы образовательные учреждения могли выпускать педагогов, соответствующих выше упомянутому стандарту. Там закладываются новые направления работы, которые вузы сегодня по разному пытаются освоить. Это практико-ориентированность в первую очередь.
Наш вуз – экспериментальная площадка по отработке будущего госстандарта прикладной магистратуры в сетевой форме. В этом году мы запустили три сетевых магистерских программы. Происходит много динамичных изменений.
Третья наша планка – новые федеральные госстандарты высшего образования, так называемые «3+». Их задача сблизить реальную ситуацию в сфере образования с концепцией модернизации и стандартом педагога.
Противоречие ситуации в том, что ближайшие три года мы вынуждены жить в круговерти меняющихся документов. Мы начали учебный год, набрали первый курс под новые учебные программы, под новые стандарты. Это условие диктовали нам контрольные цифры приема. А стандартов пока нет. Так работает наше государство. Надеемся, к концу сентября, в октябре они, по крайней мере, появятся.
Следить за разработками новых профессий, с точки зрения стратегии, да. Но я к ним отношусь как к инициативам, не более того».
Подробнее с «Атласом новых профессий» можно познакомиться здесь.