Портрет Сталина, признания в любви, обнаженные тела – вот неполный перечень того, что в Перми размещают на рекламных площадях. Часть всего это находится на билбордах незаконно. Что можно рекламировать, а что запрещает закон – выяснял корреспондент 59.ru.
На этой неделе в Перми появился странный билборд – около ул. Спешилова на рекламном щите была размещена фактически антиреклама одного из крупнейших автомобильных салонов Перми. На плакате сообщалось, что якобы пермяку насолили в автосалоне по ул. Спешилова, 114, где он купил автомобиль иностранной марки. «Отказано в гарантии» – крупными красными буквами написано на щите, установленном в непосредственном близости от автосалона. В салоне корреспонденту 59.ru пояснили, что плакат был размещен 11 февраля, вечером и уже на следующий день его сняли. Сотрудники салона предполагают, что, возможно, его разметил один из бывших клиентов салона, который ранее сообщал сотрудникам о своих намерениях. «Обвинения клиента были беспочвенны, – заметил менеджер сервисного отдела Александр. – При каждом обращении мы фиксировали его хамское поведение по отношению к сотрудникам отдела».
Инициатор плаката договорился с рекламным агентством, чтобы выставить данный баннер, а, значит, определенные рекламщики согласились взять на себя труд напечатать и выставить подобную «нестандартную» рекламу. «Салон, в случае если понесет какой-либо урон, может привлечь потенциального заказчика данной продукции за нанесение вреда деловой репутации, – пояснила начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией пермского УФАС Галина Ужегова. – Рекламная конструкция должна использоваться исключительно для размещения рекламы и для всего иного мы ее использовать не можем. В противном случае речь идет о самовольном размещении информации».
Следовательно, под определение такой информации подходят полюбившиеся некоторым горожанам публичные поздравления друг друга с различными праздниками. «Все зависит о того, где размещено это поздравление – если это какой-то стабильный щит, где размещена рекламная конструкция, то распространитель будет привлечен к ответственности за нарушение закона о рекламе». В одном из пермских рекламных агентств нам подтвердили эту информацию, однако все-таки нашлись рекламщики, готовые помочь с размещением поздравления. Цена вопроса – от трех тысяч рублей только за размещение баннера. Остальные услуги – печать и полиграфия – оплачиваются отдельно.
Впрочем, стоимость размещение баннера сегодня зависит от многих вещей, утверждают эксперты. «Многое зависит от расположения, – заявил сотрудник производственно-рекламной компании Алексей Попов. – Стоимость зависит даже от того, куда повернут баннер – если в сторону небольшого потока машин, то стоимость снижается. Так, на одной стороне размещение может стоить до пяти тысяч, а на другой обойдется в 20 тысяч рублей». Специалист отмечает, что в городе поздравлений, скажем, ко Дню святого Валентина, нет, зато горожане готовы, несмотря на кризис, покупать близким небольшие сувениры. Эксперт отмечает, что популярны баннеры скорее к 8 марта и 23 февраля.
«Во всем мире в последнее время поздравительная реклама не пользуется особым спросом ни у частных, ни у корпоративных клиентов, – отмечает представитель рекламной индустрии Кира Маркина. – Поскольку размещение любой – сугубо личной или деловой информации на носителе – довольно обременительно в финансовом отношении. Компании-заказчики изредка прибегают к поздравительной рекламе, как правило, в условиях активного формирования положительного имиджа фирмы и в целях повышения лояльности клиентов. Однако следует отметить, что подобная форма рекламной коммуникации характеризуется очень низкой эффективностью. Те же редкие билборды с поздравлениями с юбилеями, памятными датами и приятными событиями в жизни адресата, нередко генерируются самими рекламными агентствами на временно свободных площадях, как попытка простимулировать потенциальных клиентов к подобному заказу или просто продемонстрировать свои возможности».
Поздравление ко дню рождение одного из советских деятелей вызвало волну возмущения среди жителей Перми. В декабре прошлого года пермяки были немало удивлены, обнаружив в городе сразу несколько билбордов с изображением Иосифа Сталина, посвященные 135-й годовщине со дня рождения генералиссимуса и 70-летию Победы. На одном из баннеров приводится цитата Уинстона Черчилля: «Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомной бомбой». В УФАС сообщили, что о ситуации они уже осведомлены. «Обращение по поводу билбордов рассматривается – нам направлен запрос в администрацию с целью установить распространителя. После того, как мы получим ответы, то будем принимать меры», – сообщила начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией пермского УФАС Галина Ужегова. Отметим, что таких щитов было несколько – баннеры заметили на Героев Хасана, другой – на шоссе Космонавтов.
Что касается рекламной продукции, то пермяки нередко ставят под сомнение ее этичность в городе – к примеру, все помнят скандальную рекламу клуба «Че», которую подвергли критике некоторые горожане, якобы разглядев на ней женские ягодицы. Поддавшись общественному мнению, организаторы заменили ее на более нейтральную.
Жители Перми жалуются на некорректную рекламу, размещенную на билетах в трамваях и троллейбусах. В МУП «Пермгорэлектротранс» поступили обращения горожан, что подобная реклама с этической точки зрения неприемлема в муниципальном общественном транспорте. За билет со «счастливым» номером предлагали скидки в почасовых гостиницах и алкоголь в подарок. «Закон о рекламе не запрещает размещать ее на билетах, – пояснили в УФАС. – Что касается самого содержания рекламы – это другое дело. Этот момент закон о рекламе регулирует. В частности, если рекламируются товары или услуги, которые запрещены законом, или же, если реклама содержит недосотверную информацию или оскорбительные образы, наше ведомство отреагирует». «В принципе, для аудитории общественного транспорта, на которую рассчитывают компании, рекламу на билетах – бытовые приборы, продукты, можно назвать эффективной», – заметил Алексей Попов.