Продукты дорожают. Более чем на треть повысились в цене капуста и сахарный песок с начала года. Прокуратура и Роспотребнадзор проводят проверки торговых сетей. К проблеме подключились и антимонопольщики. О том, почему цены растут 59.ru рассказал Антон Удальев, и.о. руководителя Пермского УФАС России.
– Антон Вадимович, цены на большинство продовольственных товаров растут. И все понимают почему. Однако государство задействует в сдерживании роста цен различные ведомства. Какова роль ФАС в этом процессе?
– Центральный аппарат ФАС России дал нам поручение проводить мониторинг за 11 социально значимым продуктам. Это делается для того, чтобы мы могли понять, что происходить с ценами в нашем регионе. Центральный аппарат ФАС делает обобщенную информацию по всей России.
– Вы можете сказать, почему растут цены?
– Основная причина – рост курса валют и санкции. Однако наша задача состоит не в том, чтобы остановить рост цен. Ведь ни одно предприятие не будет работать себе в убыток. Вместе с другими органами власти ФАС пытается не допустить спекулятивного роста цен на те продукты, которые не привязаны к росту валют. Стоимость продуктов, помимо прочего, зависит от потребительского спроса. Мы пытаемся разобраться в том, что происходит у производителя и поставщиков. Эта цепочка является основополагающей. У торговых сетей всегда есть своя наценка. Ведь свою прибыль они получают, благодаря ей.
– Не совсем – они еще получают бонусы от производителей...
– Совершенно верно. Помимо закона «О конкуренции» мы руководствуемся законом «О торговле», который запрещает подобные взаимоотношения между поставщиком и торговой сетью. Это так называемая «плата за вход в сеть», выкладка товаров на привлекательные места магазина и т. д.
– Чем это опасно?
– Такие взаимоотношения приводят к не допуску участников рынка в торговую сеть, а соответственно и к потребителю. Между производителями внутри сети нет конкуренции, соответственно это приводит к повышению стоимости товаров.
– Перечислите социально значимые товары, стоимость которых вы отслеживаете.
– Морковь, капуста, картофель, молоко, масло, рыба мороженная, куриное мясо, свинина, говядина, лук и яблоки.
– Недавно Андрей Цыганов (заместитель руководителя ФАС России. – Прим. редакции) сказал, что «на Пермском рынке не наблюдается чрезмерного роста цен». Но потребитель замечает, что на некоторые товары цены выросли в два и более раз. Почему?
– Вот, смотрите, есть масло и питьевое молоко. По сравнению с августом прошлого года на эти товары цена не выросла. Хотя в производстве этих продуктов есть значительная импортная составляющая. Есть ряд и других продуктов с импортной составляющей, цена на которые значительно выросла. С этим нам еще предстоит разобраться.
– Давайте разберемся с капустой, стоимость которой выросла на 100-150%.
– Это сезонный продукт. И его нужно хранить в специальных условиях. То же самое относится к картофелю. Пермский край производит его в достаточных количествах, чтобы полностью обеспечить потребности населения. Но этого не происходит! У нас не созданы условия для его хранения. Стоимость одного склада составляет 120 миллионов рублей. На сегодняшний день на сельхозпроизводителей в крае выделено 300 миллионов рублей.
Если вернуться к капусте, то оказывается, что мы ее покупаем у наших соседей – в Удмуртии. А они – в Узбекистане. Но братское государство продает ее нам за доллары, а не за рубли. Капуста выросла на 30-60%. Я люблю читать ваш портал, в одном комментарии пользователь сообщает, как зашел в магазин у своего дома и обнаружил, что капуста выросла двое, а сотрудники антимонопольной службы это не подтверждают. Нет, мы не утверждаем, что капуста в магазине шаговой доступности не подорожала в двое. Мы говорим о средней цене по городу. Потребитель сейчас должен быть очень избирателен в отношении того или иного магазина. Нужно выбирать наиболее приемлемые цены. Конечно, мы привыкли все покупать в одном магазине. Но если есть желание оставить уровень потребительской корзины в пределах определенной ценовой категории, нужно поменять потребительское поведение.
– Помимо мониторинга цен, чем еще занимается ваше ведомство?
– Мы выдали несколько предостережений о недопустимости повышения цен на социально значимые продукты. Все они были выполнены. Яркий пример – ООО «Птицефабрика Пермская». Осенью прошлого года они резко повысили цену на мясо птицы до 120 рублей за килограмм. Мы возбудили дело за установление монопольно высокой цены. Сейчас роста оптовых цен на куриное мясо ООО «Птицефабрика Пермская» практически нет.
– Но ведь подорожало не только мясо птицы, но и свинина с говядиной...
– Да, потому что Пермский край не обеспечивает себя полностью этой продукцией. Что происходит с потребительским спросом? На свинину он падает, а на мясо курицы растет. И здесь возможны спекуляции. Но надо отдать должное: поставщик на свинину сначала цену повысил, а потом снизил. Сейчас она не растет.
С мясом говядины у нас не стабильная ситуация, мы ее закупаем из других регионов. Несколько месяцев назад один из органов власти Пермского края запретил вывоз мясо говядины за пределами Пермского края. Такое письмо было направлено в подведомственные учреждения. Нам пришлось вмешаться и добиться отмены этого письма. Я предполагаю, что ваши читатели будут возмущены: «Говядина должна оставаться у нас!» А вы представляете, что будет, если другие территории запретят экспорт? У нас будет невероятный дефицит!
Другое дело – производителя гречки не пускали в одну пермскую торговую сеть. Мы возбудили дело, после которого продукция попала на прилавки супермаркетов. Но многие поставщики боятся жаловаться на ритейлера. А с другой стороны, сейчас такие условия, что и торговые сети боятся испортить отношения с поставщиком. Согласно законодательству, мы не можем внепланово проверять взаимоотношения поставщика и продавца. Всем участникам рынка и надзорным органам нужно соблюсти баланс, чтобы в конечном итоге не пострадал потребитель.
– Недавно пермяки пожаловались на рекламу с изображением Иосифа Сталина. Возбудит ли ФАС дело?
– Все вопросы, связанный с рекламой и ее законностью находятся в компетенции нашего ведомства. Стенды с фотографией Сталина есть не что иное как рекламные щиты. Вопрос в том, является ли данная информация рекламной или нет. Начальник контроля рекламы видит признаки нарушения. Я жду от нее докладной записки. Каков будет исход дела, я комментировать пока не готов.