Что выбрать: квартиру с несогласованной перепланировкой и балконом-призраком или с украденной ванной и «недоремонтом» на 100 тысяч рублей? Именно такие варианты предлагали семье для переселения из аварийного дома в Перми. О том, почему пермяки не всегда рады «новым» квартирам, читайте в материале Dom.59.ru.
В Перми продолжается расселение многострадального аварийного дома на Лебедева, 14. Напомним, что еще в 2012 году здание признали аварийным. В подвале дома был обнаружен провал, и комиссия посчитала объект опасным для жизни. Из дома людей выселили, однако другое жилье пока получить удалось не всем пермякам.
Как рассказали в управлении жилищных отношений, дом по адресу ул. Лебедева, 14 в связи с аварийной ситуацией был признан аварийным, все жители переселены. На сегодняшний день из 57 семей 45 уже получили либо новое жилье, либо выкупную цену за свою квартиру. Остальные продолжают проживать в маневренном фонде, у своих родственников или снимают жилье до получения нового жилья. Дом может быть снесен только после того, как завершится процесс расселения жителей.
Одна из семей уже несколько лет пытается заполучить квартиру. В ныне аварийном доме на Лебедева, 14 Наталья Стукова, ее бывший муж и их две дочери проживали в комнате площадью 24,9 кв. м на условиях договора соцнайма. Бывший муж Натальи в связи с болезнью мог претендовать на отдельные квадратные метры и свое жилье получил. А вот сама Наталья и ее дочери пока юридически получили лишь маневренный фонд. Хотя жить там невозможно.
«В маневренном фонде у семьи нет возможности жить, – рассказывает пермячка Наталья Стукова. – В помещении отключен газ. Его отключили, как выяснилось, еще в 2007 году, за долги. Но по факту там было самовольное подключение. Когда я пришла заплатить за газ, все это вскрылось и нам газ отключили. К тому же нет горячей воды. Комната при этом проходная, а в соседней комнате проживают граждане Узбекистана. В первый же день я вызвала полицию, потому что они распивали спиртные напитки, шумели, вели себя неадекватно. За это соседка набросилась на меня. После они мне угрожали. Жить там опасно. Мы месяц только там прожили, но там вещи наши стоят. Изначально, когда мы смотрели эту квартиру маневренную, там был ремонт сделан, уютно было, а соседка была одна – девочка-сирота молоденькая с детьми. Но когда мы заехали и там появилась вторая соседка, а вместе с ней мыши и крысы – проживать оказалось невозможно. Поэтому сейчас мы снимаем жилье».
Но если с временным маневренным жильем действительно может просто не повезти с соседями, то с предоставлением другого помещения по соцнайму ситуация развивалась еще интереснее.
После того, как в ноябре 2012 года дом Лебедева, 14 признали аварийным и были собраны все документы, при поддержке прокуратуры Мотовилихинского района семья Натальи Стуковой обратилась в суд, чтобы им предоставили вне очереди другое жилье по соцнайму. В апреле 2014 года исполнительный лист о предоставлении жилья был подан судебным приставам.
«Нам предложили вариант на Делегатской, 35, – рассказывает Наталья Стукова. – Там был новый дом, нам все понравилось, мы подписали согласие, принесли справку о составе семьи и нам последовал отказ, так как изменился состав семьи. Дело в том, что после решения суда моя старшая дочь вышла замуж и мы прописали к себе зятя. Это делалось с согласия всех членов семьи. Мы подали заявление в УЖО, и нам пришел ответ, что нужно обращаться по месту жительства. Мы пришли по месту жительства и заключили дополнительное соглашение к договору соцнайма. Родители, дети, муж с женой – прописываются в любом случае. До этого зять был прописан тоже в маленькой квартире, у его родителей многодетная семья. Мы решили, что если нам хотят дать больший метраж – это хорошо. Однако администрация решила обжаловать в суде тот факт, что мы прописали зятя».
Тем не менее семье предложили другой вариант – на Гайве, на Васнецова, 3. На этот раз здание было уже достаточно потрепанное – дому 40 лет. Квартира располагалась на первом этаже. Но самая большая проблема: в помещении была проведена несогласованная перепланировка.
«Удивляет, что техпаспорт свежий – от 6 марта 2014 года, администрация квартиру купила 27 марта 2014 года. А мне ее предоставляют уже перепланированной. Либо просто кота в мешке покупали, либо внимания даже не обратили. Купили они эту квартиру за 2,7 млн, а этажом выше такого же размера квартира с хорошим ремонтам, судя по объявлениям, в то же время стоила 2,1 млн рублей. К тому же в квартире нет газовой плиты, нет смесителя, мойки. Наш единственный кормилец – зять – работает на Велте, младшая дочь, ей тогда 15 лет было, училась в школе в Мотовилихе – ездить всем далеко. Мы бумаги не подписывали, отказались от квартиры, в ожидании другого варианта. Старшая дочь тогда была в положении – я пришла в УЖО на прием, мне говорят: «Вы будете плодиться, а мы вам все больше и больше квартиры будем давать?» В августе должен был пройти аукцион по закупке квартир, но он не состоялся», – поясняет Наталья.
В июле 2014 года администрация подала в суд на выселение семьи с Лебедева и из маневренного фонда и предоставление квартиры на Васнецова. В январе 2015 года суд принял решение о выселении, которое семья пытается обжаловать. Но самое интересное, что суд на перепланировки и несовпадения с актом осмотра внимания не обратил. Даже в решении суда написано, что в квартире на ул. Васнецова есть балкон – а по факту балкона в квартире никогда не было.
Тем не менее прошлой осенью семье предлагали еще один вариант. Новый дом в Закамске, на ул. Калинина, 64 семье пришелся по вкусу. Хотя и там были значительные недочеты.
«Когда мы зашли в квартиру – было жутковато, – поясняет Наталья. – Как нам объяснили – все украли строители. Там не было даже смесителей, частично сантехники. А электрической плиты не предусматривалось. Нам предложили связаться со строителями, чтобы сделали дополнительный ремонт. Но по вопросу, кто его делать должен, мы со строителями к согласию не пришли. Согласие мы подписали, ждали, что сделают ремонт. Дочь отдала согласие в администрацию, попросили мировое соглашение на почту, чтобы мы ознакомились. Но в нем не было строчки, о том, что нам действительно предоставят благоустроенную квартиру, устранят все неполадки и купят плиту. Там затрат на 100 тысяч рублей. Я попросила внести изменения в соглашение, нам сказали, что внесут. Суд ради этого перенес дату. В день суда нам дали новое соглашение: не предоставлять других вариантов и давать только квартиру на Васнецова. Это было 28 января 2015 года. Я высылала в суд документы, что квартира на Гайве не соответствует техпаспорту, фотографии прикладывала, но на это никто внимания не обратил. Не понятно, почему нам решили не предлагать больше квартиру на Калинина?»
Смета необходимого ремонта квартиры в новостройке на Калинина, 64
«В связи с тем, что заявитель отказалась от предложенного жилого помещения, было принято решение урегулировать этот вопрос в судебном порядке, – поясняют в управлении жилищных отношений администрации Перми. – Предоставление трехкомнатной квартиры по в доме улице Васнецова площадью 59 кв. м закреплено судебным решением. В рамках судебного заседания управлением жилищных отношений предлагался вариант предоставления квартиры площадью 60 кв. м в доме по ул. Калинина по мировому соглашению. Специалистами управления жилищных отношений истцу было разъяснено, что все недочеты в квартире будут устранены в рамках гарантийных обязательств застройщика данного дома. В случае согласия на подписание мирового соглашения ответчице необходимо было заявить об этом в суде, что сделано не было».
После решения суда Наталья решила еще раз увидеть квартиру на Васнецова, 3. Может, в ней не все так плохо. Но специалист УЖО был на больничном. Пришлось ехать на Гайву и смотреть на квартиру через окно. Оказалось, что в жилом помещении вовсю идет ремонт и ломают стены. Причем в администрации говорят, что ключи находятся у них и посторонних людей в квартире быть не может. Наталья даже вызвала участкового и собрала строительный мусор, чтобы зафиксировать факт ремонта.
Квартиру с неправильным техпаспортом, подозрительными ремонтными работами и балконом-призраком Наталья брать не хочет. «Мы согласие дали на квартиру в доме на Калинина, почему нам дают на Васнецова? Будем другие варианты ждать, значит. 16 тысяч человек в очереди на жилье стоит. Думаю, найдется желающий взять эту квартиру на Васнецова. Я могу подождать», – говорит Наталья. При этом пермячка отмечает, что на днях у нее родится внучка. Даже если аппеляция не поможет и администрация откажывает с предоставлением дополнительных квадратных метров зятю Натальи, то ребенка нельзя будет не прописать. А значит, квартира вновь не будет подходить по нормам.