Он ушел добровольцем на фронт в 18 лет, погиб – в 20. Экипаж бомбардировщика, на котором пермяк Александр Игошин был штурманом, в Балтийском море повторил подвиг Гастелло. Впрочем для того, чтобы этот поступок экипажа признали на самом высоком уровне, потребовалось полвека. Звание Героя было присвоено летчикам посмертно – и только в 1998 году.
Вся страна узнала о подвиге экипажа еще в феврале 1945 года, когда шли бои за Кенигсберг, и авиация «ударно провожала» отступающих гитлеровцев. О том, что на Балтике погиб многообещающий специалист завода им. Ф.Э. Дзержинского, в Перми узнали из сообщения Совинформбюро: «... 13 февраля 1945 года для нанесения бомбового и торпедного удара по каравану кораблей фашистов, обнаруженному авиаразведкой севернее косы Хель в Балтийском море, вылетело четыре бомбардировщика. При заходе с бреющего полета в атаку на вражеский транспорт в самолет летчика Носова В.П попал снаряд зенитной артиллерии. Верные воинской присяге, летчики направили горящий бомбардировщик с бомбами на вражеский транспорт и потопили его. Летчик Носов В.П, штурман Игошин А.И и воздушный стрелок-радист Дорофеев Ф.И. погибли смертью героев».
«Фашисты стреляли с кораблей охраны и с транспорта, в воздухе образовалась масса серо-черных облаков от разрывов, – рассказывает директор музея завода Дзержинского Нина Ефимова. – Снаряды рвались совсем рядом, когда до цели оставалось несколько сотен метров в самолет попал вражеский снаряд и машина загорелась. Экипаж направил этот факел на немецкий транспорт водоизмещением 6 тыс. тонн. Он пошел ко дну. Это был шестой и последний боевой вылет боевого экипажа. Трое летчиков, среди которых был и юный Александр Игошин, погибли смертью храбрых. Ему было всего 20 лет».
Формально летчики повторили подвиг Николая Гастелло, который совершил огненный таран и направил горящую машину на колонну врага. Но вряд ли они об этом думали, они совершили свой и внесли вклад в дело Победы ценой жизни. Кстати, сейчас в Перми от тех Игошиных никого не осталось. Уже после войны советские газеты любили вспоминать про этот экипаж, однако лишь в 1998 году государство признало поступок летчиков. Награды нашли героев спустя полвека: как это часто случается, смерть оказалась быстрее. Ветераны авиации не раз выходили с ходатайством о присвоении членам экипажа высоких званий.
«По непонятным причинам в верхних этажах «наградной системы» происходило торможение, – вспоминает подполковник запаса Сергей Остапенко. – В народной памяти хранились по крупицам собранные сведения об их последнем полете в бессмертие. Приходилось искать людей, имеющих нужную информацию, вести переписку с ними, архивами, организациями, чтобы знать и понять те истоки, которые позволили обыкновенным ребятам стать Героями. Из казалось бы незначительных мелочей проступал характер, личность».
Звание Героя Российской Федерации Указом президента (тогда еще Бориса Ельцина) было присвоено членам экипажа в феврале 1998 года. Память об Александре Игошине хранят на заводе Дзержинского и в пермской школе-интернате на улице Бушмакина,20, где долгое время была дружина имени героического экипажа.
«На заводе была учреждена премия имени Александра Игошина, – рассказывает Нина Ефимова. – Она вручалась передовикам производства среди молодежи, а на здании цеха, в котором работал Игошин установлена мемориальная доска».
Память о советских морских летчиках увековечили и в Польше. На крутом берегу мыса Розеве установлен десятитонный памятник, надпись на котором гласит: «Советским летчикам Виктору Носову, Александру Игошину, Федору Дорофееву, которые 13 февраля 1945 года пали богатырской смертью за нашу и вашу свободу».
О подвиге пермского Гастелло – видеоматериал 59.ru.