В Перми постепенно начинает работу новая транспортная сеть, нововведения коснулись многих маршрутов, популярных у жителей города. Городские власти продолжают вносить отдельные изменения в пути следования. Становится ли общественный транспорт удобнее, куда и как теперь едут автобусы, разбирался корреспондент 59.ru.
Новая единая маршрутная сеть начала работу в Перми с 1 апреля, однако ее внедрение идет поэтапно. Часть изменений вступили в силу сразу. Продлены маршруты №5 («Улица Мильчакова – микрорайон Голый мыс»), 15 («Остановка «Южная» – станция Пермь-2), 39 («Микрорайон Оборино – Драмтеатр»), 48 («Чусовской водозабор – Автопарк»), 49 («Микрорайон Заозерье – станция Пермь-2»), 62 («Ипподром – микрорайон Крохалева») и 65 («Садовая – Березовая роща»). Также начал работу новый маршрут №76, который соединил микрорайон Левшино и площадь Восстания.
Изменения коснулись и трамваев: маршрут №11 продлен до остановки «Осенцы», а вот маршрут №2 свою работу завершил. Что касается 10-го маршрута «Школа №307 – улица Максима Горького», то его работа приостановлена до завершения ремонтных работ на улице Горького. Троллейбусные маршруты продолжают работать без изменений.
Заключены новые договоры на обслуживание 20 автобусных маршрутов: №5, 15, 18, 21, 22, 24, 34, 36, 38, 39, 44, 48, 49, 53, 58, 61, 62, 65, 73, 76. Соглашения подписаны с перевозчиками, которые предложили более современный и экологичный транспорт. Также учитывалось количество низкопольных автобусов и работающих на газомоторном топливе. К примеру, пермяки жаловались на старые и холодные автобусы 49-го маршрута – теперь на линию выходят пять новых «газовых» автобусов. Обновился подвижной состав и на других маршрутах, а 1 апреля выход автобусов на линию составил 100%. Несоблюдение расписания, отсутствие надлежащей информации в салоне и нарушение правил посадки-высадки пассажиров может грозить перевозчику штрафом.
Напомним, к проведению конкурсных процедур среди перевозчиков имелись нарекания со стороны антимонопольной службы. С 31 марта торги возобновлены с учетом мнения УФАС. Были разыграны маршруты 37, 42 и 80.
Читатели 59.ru в комментариях высказывают недовольство некоторыми переменами: в частности, просят «разобраться» с маршрутом №38, вернуть в прежний режим №49. Пока пермяки оценивают все нововведения в работе общественного транспорта, городские власти ведут постоянное наблюдение и оценку всех изменений. «Мы ежедневно проводим мониторинг работы общественного транспорта в городе. Качество работы перевозчиков оценивается по данным навигационного оборудования, по количеству обращений жителей Перми, а также в ходе проверок работы перевозчиков на линии», – отметили в департаменте дорог и транспорта мэрии Перми.
Периодически вносятся и «точечные» изменения в работу отдельных маршрутов. Так, эксперимент с изменением пути следования маршрута №37 через остановку «Гознак» признан неудачным – число пассажиров не увеличилось. С 8 апреля автобусы от улицы Мильчакова до станции Пермь-2 вновь следуют через улицы Борчанинова и Екатерининская (в обратную сторону – через улицу Луначарского). С 13 апреля будут внесены изменения в расписание движения автобусного маршрута №65 «Садовая – Березовая роща»: первые утренние отправления от остановки «Березовая роща» будут перенесены на 10 минут раньше. В вечернее время на нем появятся два дополнительных рейса от остановки «Садовая» до остановки «Адмирала Ушакова» (в 19:18 и 20:31). При внесении изменений были использованы также данные пассажиропотока.
Кроме того, с 15 апреля увеличится количество транспорта на маршруте №6 «Микрорайон Железнодорожный – Центральный рынок». В будние дни число автобусов на линии будет увеличено с семи до 10. Они ежедневно будут выполнять 62 дополнительных рейса, время ожидания автобуса значительно сократится, сообщили в мэрии Перми.
Директор института транспорта ПНИПУ Михаил Якимов отмечает, что сегодня в Перми фактически действуют две маршрутные сети – старая и новая: «При подготовке новой сети никто никаких расчетов не делал – это совокупность отдельных желаний перевозчиков и городского электротранспорта. Перейти на нее не удалось. Это значит, что перевозчики, выигравшие конкурсы по новым правилам, в последствии, видимо, будут подавать иски в суд на возмещение ущерба, поскольку условия их работы будут и дальше меняться. Вводятся новые маршруты, а пассажиропоток на старых, естественно, меняется. Это вносит дестабилизирующий фактор в работу перевозчиков».
Собеседник подчеркнул, что для расчета эффективности маршрутной сети необходимо учитывать массу критериев: сумма бюджетных субсидий перевозчикам, тариф с каждого пассажира, время подхода до остановки, время ожидания транспорта, время в пути и пересадки. Однако, по его мнению, утвержденная главой администрации схема все равно не будет внедрена в полном объеме, а ее работа будет все время сопровождаться недовольством пассажиров и перевозчиков, поскольку маршруты будут постоянно корректировать.
Перевозчик Александр Богданов согласен, что новая маршрутная сеть начинает работу далеко не идеально, а оценку ее эффективности спустя какое-то время даст население: «Конечно, было бы хорошо и для перевозчиков, и для пассажиров, если бы одну маршрутную сеть отменили, а вторая сразу заработала бы. Но я понимаю департамент – другого выхода не было, вмешалось УФАС. Стали исправлять допущенные ошибки (хотя подумать стоило раньше), поэтому сроки перенеслись. Теперь пробуют внедрять новую сеть частями. Когда ее обсуждали и принимали, нас не приглашали. А сейчас нужно спрашивать пассажиров, насколько их устраивают изменения. Население – лучший индикатор».
Предприниматель добавил, что в новой маршрутной сети преимущество отдано электротранспорту, но в итоге население остается без альтернативного автобусного варианта в случае неисправности, аварии или простоя на линии. По его мнению, убирать маршруты, которым двадцать лет и «резать по живому» или же вносить постоянные изменения в действующие маршруты нецелесообразно: «Перевозчик подписывает договор, но потом в процессе понимает, что пассажира нет, денег нет, субсидий нет. И что он будет делать? Отказываться от маршрута. Что будет делать департамент? Искать нового перевозчика. Но никого не найдут, потому что «в минус» никто не хочет работать. А пострадает в первую очередь опять пассажир».
Однако собеседник подчеркнул, что перевозчики открыты для диалога и готовы к совместной работе с городскими властями по вопросу работы пермского общественного транспорта. В случае, если получат такое приглашение.
А жители города могут направлять свои замечания, предложения и пожелания относительно работы общественного транспорта в администрацию Перми (ddit@gorodperm.ru). С расписанием движения можно ознакомиться на сайте Map.gortransperm.ru, предварительно выбрав нужную дату, или по телефону справочной службы: 2-50-25-50.