Музей советского наива откроет выставку «Искусство сделать избирателя». Там будут представлены плакаты, листовки и различные предметы быта, которыми «одаривали» избирателей на выборах в разные года. Выставка устроена как аттракцион, в котором атрибуты выборов образуют новую повседневную реальность избирателя.
Формы и способы визуальной агитации менялись от выборов к выборам. В середине 1990-х художники рисовали карикатуры, участвовали в политических кампаниях, известные поэты придумывали слоганы, а режиссеры снимали анимационные фильмы. К началу 2000-х эксперименты вытеснились рациональными технологиями.
«Каждые выборы – это как ребенок, – утверждают политтехнологи. – Надо воспитывать, разжевывать банальные истины, создавать перспективу (или хотя бы ее иллюзию). И все это направлено на избирателя – спящего безмолвного субъекта любых выборов. Никто не знает о нем достоверно, но каждый кандидат и его штаб, превращаясь на пару месяцев в Пигмалиона, лепят его образ под себя».
«Визуальные материалы предвыборных кампаний в Свердловской области и Пермском крае с 1990-х годов показывают, кто она – Галатея предвыборной России, – считают кураторы выставки Дмитрий Москвин и Марина Соколовская. – Она должна быть непременно старой и больной огородницей, верующей и поклоняющийся православным святыням, любящей готовить что-то простое и, обязательно, чтобы вокруг было много детей, нуждающихся в школьных тетрадках, дневниках, линейках и ручках. Выборы превращаются в раздачу полезных и бесполезных вещей, ожидание клоунады и пустых обещаний. Вряд ли после этого обыватель верит, что выборы – это искусство и наука».
Открытие выставки состоится 16 апреля в 18:30 в Музее советского наива (Комсомольский пр-т, 1, подъезд №1, 6 этаж).