Пермяки обеспечены торговыми центрами в два раза хуже соседей из Екатеринбурга и в три раза хуже жителей Краснодара. Но стоит ли строить в Перми больше моллов, ведь и у существующих есть проблемы с арендаторами? Эксперты считают, что стоит. Какие это должны быть торговые центры, читайте на Dom.59.ru.
Компания STEP проанализировала строительную активность на региональных рынках торговой недвижимости. Исследование коснулось городов с населением более 500 тысяч жителей. Оказалось, что первые строчки рейтинга заняли даже не города-миллионники, а Краснодар и Тюмень. Прогноз обеспеченности на конец 2015 года (соотношение качественных торговых квадратных метров на тысячу человек) для них составил 978 и 848 соответственно. А в миллионниках Самаре и Екатеринбурге показатель составляет 741 и 605. К слову, в Москве и Санкт-Петербурге прогнозная обеспеченность ниже – около 530 «квадратов» на тысячу жителей.
В Перми прогнозный показатель намного ниже – 334 «квадрата» на 1000 человек. Город попал лишь на 19-ю строчку рейтинга. Хуже нас обеспечены торговыми центрами 17 городов, среди которых Волгоград, Омск, Саратов, Владивосток, Ижевск и другие. Если рассматривать только города-миллионники, то Пермь – третья с конца рейтинга.
Аналитики STEP отмечают, что развитие торговой недвижимости в российских регионах до кризиса происходило стихийно и фактически не учитывало такие показатели, как численность или доходы населения. «Повсеместный дефицит качественных торговых площадей в региональных городах России позволял девелоперам возводить новые торговые объекты без оглядки на конъюнктуру, рынок переваривал все, что строилось и вводилось, – комментирует исследование директор направления строительства торговой недвижимости компании STEP Александр Матеша. – Иначе как объяснить тот факт, что в лидеры по обеспеченности жителей торговыми площадями, перегнав даже Москву и Петербург, за последние полтора года выбились Краснодар или Самара, которые серьезно уступают столицам и по численности населения и по его доходам. Несмотря на это, здесь продолжают заявляться новые торговые проекты». В кризис, по его мнению, перенасыщенность ряда рынков станет более очевидной. «Борьба за арендаторов и покупателей будет серьезной. С проблемами прежде всего столкнутся новые закредитованные проекты, устаревшие торговые центры, а также объекты с размытой концепцией, при строительстве которых не учитывались внешние факторы», – констатирует эксперт.
О том, что с началом кризиса торговые центры начали терять арендаторов, Dom.59.ru уже писал. Тем не менее в Перми могут появиться вторые ТЦ «Лента», Metro Cash&Carry, площадка известной сети OBI, а также ТЦ «Мега» ритейлера IKEA. Конечно, эти объекты в меньшей степени зависят от лояльности арендаторов. Но есть много проектов, которые напрямую зависят от арендаторов. К примеру, масштабный ТЦ «Планета» должен появиться на месте ипподрома, и даже в плане реконструкции вокзала Пермь II есть торговый центр. Подобный объект может даже появиться под эспланадой, правда, пока власти отменили торги на реализацию данного проекта для изменения документации.
Значит ли это, что городу не хватает качественных торговых площадей?
«В сегодняшней тяжелой экономической обстановке многие арендаторы не справляются со своими платежами в связи с сокращением своей выручки и покидают торговые центы, – отмечает директор департамента оценки ООО «Инвест-аудит» Евгений Железнов. – Несмотря на это, в Перми остается существенная недообеспеченность качественными торговыми площадями в торговых центрах с продуманной концепцией. Появление «Меги» могло бы частично решить данный вопрос, однако даже это не приведет к достаточному насыщению рынка качественными площадями. В городе нет ни одного торгового центра с площадью свыше 100 тысяч квадратных метров, а по удельной обеспеченности качественными торговыми площадями Пермь уступает почти всем другим городам-миллионерам».
Если обратиться к статистике, то по итогам 2014 года в Перми действительно было очень мало крупных ТЦ регионального формата, при этом строились в основном небольшие объекты, рассчитанные на жителей микрорайонов.
А какие торговые площади пермякам интересны? И что привлекает людей в крупных магазинах?
«Среди вопросов, которые люди задают при выборе будущего жилья, наличие магазинов далеко не на первом месте, – рассказывает председатель совета НП «РГР. Пермский край», директор по развитию АН «Территория» Екатерина Пахомова. – Даже если покупку квартиры рассматривают в крупных или комплексных проектах застройщиков, где возможен дефицит инфраструктуры, люди в первую очередь интересуются транспортной доступностью, а также детскими садами и школами. Потому что за продуктами еще можно съездить в другое место, а вот ребенка возить каждый день через весь город в садик или школу проблематично. Тем не менее маленькие магазины шаговой доступности в Перми востребованы. Ради чего-то глобального люди ездят и в гипермаркеты, но товары на каждый день рядом с домом – это удобно. И такие магазины развиваются, увеличивают площадь и ассортимент. Что касается бизнеса торговых центров, то популярность зависит от того, какой это бренд. Если строится очередной «какой-то» магазин, где будет намешано все подряд, то такой ТЦ будет полупустой. Если встанет в Перми та же IKEA – то да, это 100% будет востребовано. Потому что многие ездят в «Мегу» в Екатеринбург, хотя у нас в Перми полным-полно разных предложений по мебели. У нас в городе ТЦ развиваются за счет якорных арендаторов. Если якорных арендаторов не будет, что станет с этими торговыми площадками? Я помню, когда в Перми был популярным магазин ТЦ «Мирабелла», встать в него арендатору было невозможно. Конечно, тогда не было современных торговых центров, сейчас этот магазин морально устарел. Последние годы там были непонятные бренды, все подряд намешано, и он просто умер. Такой подход – это вчерашний день. Не концептуальные ТЦ и впредь не будут востребованы. Сейчас якорными для ТЦ являются, к примеру, продуктовые сети. Весь трафик там, где еда».
По сравнению с лидерами рейтинга – Краснодаром и Тюменью – пермские ТЦ отстают и масштабом и концептуальностью.
«В Краснодаре невероятно огромные торговые центры, – говорит Екатерина Пахомова. – И они востребованы. Например, в одном из них есть большой каток. И людям это интересно. В этот ТЦ как раз должны были сесть «Ашан» и «Мега», но они не договорились и поэтому было найдено другое решение – разместить каток. ТЦ у них очень красивые. В Тюмени тоже очень интересные ТЦ, там много брендов, которых мы в Перми и не видели. Их хочется фотографировать, по ним хочется гулять. Там фонтаны, много свободного места, концептуальные кафе. У всего есть своя фишка. А у нас почему-то все умирает, может, от низкого уровня сервиса. У них все удобно, а в наших ТЦ и туалет посетители не всегда могут найти. И просто посидеть, передохнуть негде. У нас самый концептуальный «Гипермаркет Семья», и они звание торгово-развлекательного центра поддерживают. Но там очень много народу. Может, если бы появилась альтернатива, стало бы посвободнее. У нас много «колхозных» ТЦ, в которые вообще не хочется заходить. А у многих центров в Перми даже и не припарковаться. Даже в соседнем Екатеринбурге – совсем другой уровень».
Так что пермякам остается ждать, когда у нас появятся ТЦ не только с интересными брендами, но и с дополнительными развлечениями для посетителей. Пока же пермяки чаще всего отправляются в торговые комплексы ради кино, перекуса или за покупками.