В конце марта жителям Прикамья стали приходить квитанции на уплату взносов за капитальный ремонт. Депутат Законодательного собрания Пермского края Вадим Чебыкин рассказал 59.ru, к чему может привести реализация несовершенного закона, а главное – что нужно сделать, чтобы деньги жильцов не тратились на ремонт соседних домов.
– Вадим Леонидович, почему вы критикуете закон о капремонте? Что в нем не так?
– Смотрите, допустим, я живу в многоквартирном доме сорокалетней давности и перечисляю деньги на счет регионального фонда капремонта. Но где гарантия, что эти средства через несколько лет пойдут на ремонт именно моего дома? Нет гарантий! Из моих средств могут отремонтировать соседний дом. Если вы внимательно прочитаете краевой закон о капремонте, не увидите в нем никакой логики. Через какое-то время люди, которые платят собственные деньги, будут задавать вопросы: за чей счет отремонтирован соседний дом? А когда будет отремонтирован мой?
– Вы считаете, что это может привести к социальным волнениям?
– Лично я этого не хочу, поэтому голосовал против принятия этого законопроекта. Сама модель, которая была спущена федерацией, не правильна.
– Но региональный закон принят. Что сейчас можно сделать?
– Я написал письмо премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой пересмотреть закон о капремонте. Он спустил его в профильное министерство. А от них пришел ответ, что они этот вопрос внимательно изучают.
– Какие способы накопления средств предусматривает принятый краевой закон о капремонте?
– Есть два способа накопления средств для проведения капитального ремонта. Первый – открытие специального счета, который открывает ТСЖ или иная форма управления собственностью. На нем накапливаются средства на проведение капремонта именно вашего дома. Я считаю, что для большинства людей – это базовый вариант. Нужно всеми силами пойти именно по этому пути.
Второй – перечисление средств региональному оператору, то есть фонду капитального ремонта Пермского края. Это общий котел, в котором деньги, что называется, не подписаны. В этом случае, с вероятностью одна миллионная ремонт будет проведен в вашем доме, а не соседнем. Сегодня правительство Пермского края делает все возможное, чтобы затащить средства жильцов в региональный фонд капремонта.
– Есть статистика, сколько людей воспользовались первым и вторым способом?
– По моим подсчетам, 15% воспользовались оригинальными счетами, а деньги остальных без их ведома пошли в региональный фонд капремонта. Как законодатель, я должен сделать все возможное, чтобы люди узнали о другом способе накопления средств на капремонт.
– Вы подготовили поправки в краевой закон о капремонте. В чем они заключаются?
– На дня я подписал законопроект о внесение изменений в принятый краевой закон о капремонте. Он предельно простой. У каждого дома есть оценочная стоимость капитального ремонта. Например, для кровли стоимость составляет 1,5 тысячи рублей, а для ремонта одного метра труб водоснабжения – 2 тысячи. Исходя из этого можно рассчитать стоимость капремонта. Допустим, для панельной девятиэтажки капитальный ремонт обойдется в 20-25 миллионов рублей. В региональном законопроекте написано, что необходимо собрать не меньше 30% этой суммы. Когда я задал вопрос, почему необходимо собрать именно 30%, оказалось, что эта сумма ничем не обоснована. Моя поправка заключалась в том, что минимальная сумма на капремонт может быть равна нулю. Собственники сами должны решать, сколько нужно собрать им денег. Если дом новый и есть гарантийные обязательства подрядчика, с какой стати жильцы должны собирать деньги на капремонт?
– В законе говорится, что капремонт может быть произведен в течение тридцати лет...
– А значит деньги, которые собираются сегодня, через тридцать лет съест инфляция!
– Но ваши поправки касаются меньшинства – не многие пермяки живут в новых домах.
– Для вторичного жилья тоже существуют расчеты на капремонт. Нужно собирать средства на конкретные задачи – ремонт кровли, канализации или фасада. То есть нужно собирать столько, сколько надо – иначе деньги обесценятся. Я профессиональный экономист и хорошо понимаю, что в мире не существует тридцатилетних программа развития!
– Вы говорите о ТСЖ, а что делать тем, чье жилье находится в управлении УК?
По статистике, в Перми только непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме составляет всего лишь 3,6%, а управление управляющей организацией – 76,9%.
– Открывать ТСЖ – другого пути нет! Для меня управляющая компания – не партнер по капитальному ремонту. Ситуация сейчас будет такая, что все неуклюжие попытки краевого правительства затащить людей в региональный фонд капремонта, будут подталкивать людей на консолидацию. Когда вы получаете квитанции на оплату жилья на 300-500 рублей больше, вы будете общаться со своими соседями, высказывать свое недовольство. В конечном итоге, люди будут создавать ТСЖ, чтобы управлять своей собственностью самим.
– Это подтолкнет людей к самоуправлению?
– Думаю, да.
– А как вы относитесь к поправке в законопроект о местном самоуправлении вашего коллеги Геннадия Кузьмицкого, которые лишили людей прямых выборов?
– Категорически отрицательно! Я голосовал против этих вредных инициатив. Кто его (Геннадия Кузьмицкого. – Прим. редакции) просил об этом? Я знаю, что избиратели не просили лишать их конституционных прав. Сегодня руками Кузьмицкого делают грязную работу. У фракции есть однозначная позиция: избиратель должен участвовать в прямых выборах, а не делегировать свои полномочия депутату, который в тиши кабинета будет определять, кому стать мэром. Если сравнить две модели управления регионом, то окажется, что при назначениях губернаторов край сразу начал терять темпы социально-экономического развития. Человек, который встречается со своими избирателями, будет нацелен на решение их проблем.
– Вы хоть и не коммунист, но входите во фракцию КПРФ. Можно поинтересоваться как вы относитесь к билбордам с изображением Сталина?
– Понимаете, у нас общество неоднородно. Мы запрещаем изображения со Сталиным, и тут появляются люди, которые говорят: «Погодите, это же наша история!» Нужно уважительно относится к потребностям людей. Да, времена тогда были жесткие. Но нельзя отрицать значение этой личность в истории страны. Не снесли же памятник Ленину в Перми. Поэтому я допускаю существование этих билбордов. Но не нужно вокруг этого создавать истерию.
Куда утекут деньги жильцов за капремонт – смотрите в нашем видеосюжете.