В Пермском крае молодые люди предпочитают заводить семью в возрасте «хорошо за 20», хотя в минувшем году 70 девушек составили исключение и вышли замуж в 16 лет. Их истории не вызвали такого широкого резонанса, как свадьба 17-летней Луизы Гойлабиевой и 47-летнего начальника Ножай-Юртовского РОВД Чечни Нажуда Гучигова. И тем не менее корреспондент 59.ru решил выяснить, как обстоят дела с ранними браками в нашем регионе.
Согласно Пермьстату, наиболее распространенный брачный возраст в Прикамье как у мужчин, так и у женщин составляет 25-29 лет. Официально зарегистрированных браков с несовершеннолетними не очень много, но их количество стабильно держится на протяжении трех лет – в 2012 году их было 190, в 2013 - 188 и в 2014 – 189, сообщил 59.ru уполномоченный по правам ребенка Павел Миков. «Нужно отметить, что девушки в более раннем возрасте создают семьи, – сообщили в ЗАГСе. – В 2014 году в 16-летнем возрасте вступили в брак 70 девушек, в то время как ни один юноша этого же возраста не решился на этот серьезный шаг».
Председатель Духовного управления мусульман Пермского края Ильхам-хазрат Бибарсов заметил, что заключение ранних браков – явление довольно редкое, и недавняя громкая свадьба в Чечне – скорее исключение. «В Саудовской Аравии, к примеру, браки заключают и в 11 лет, – заметил председатель духовного управления. – Среди народов в нашем государстве ранняя женитьба не распространена, но сердцу не прикажешь». Он также отметил, что многие мусульмане в Перми в настоящее время имеют вторую жену, отношения с которой узаконены только по религиозным обычаям.
Впрочем, заключение религиозного брака может обернуться по-разному. «На прошлой неделе в Перми 17-летняя девушка-мусульманка родила ребенка, а отец отказался от них обоих еще до родов через два месяца после свадьбы, и теперь он даже алименты платить не обязан – бывшие супруги не заключили брак официально, – рассказала руководитель проекта «Колыбель Надежды» Елена Котова. – В настоящий момент девушка остается на попечении семьи, а у ее мужа еще, ко всему прочему, есть гражданская жена с ребенком. Девушка его не устроила, и он дал ей развод и отправил к родителям».
Напомним, на прошлой неделе состоялось бракосочетание 17-летней Луизы Гойлабиевой и 47-летнего (по некоторым данным – 57-летнего) начальника Ножай-Юртовского РОВД Чечни Нажуда Гучигова. Свадьба бурно обсуждалось в СМИ и разделила население на сторонников и противников такой ситуации. Правозащитники обратились было к уполномоченному по правам ребенка Павлу Астахову, однако тот не усмотрел нарушения прав ребенка – в пресс-службе омбудсмена сообщили, что «в России насильно не защищают». Позже в эфире «Русской службы новостей» он заметил, что в семейном кодексе РФ есть статья, что в исключительных случаях нижний предел устанавливается региональными властями. Также в интервью журналистам он произнес фразу о том, что в России «есть места, где женщины уже в 27 лет сморщенные», за что потом извинялся перед всей страной.
Павел Миков заметил, что сам не является сторонником ранних браков. «Это чревато возможными осложнениями – и в физическом и психологическом плане. На территории нашего государства люди могут заключать брак только с 18 лет, а раньше – только ввиду определенных уважительным причин: беременность, длительная командировка или угроза жизни и здоровью одного из супругов, – сказал пермский омбудсмен. – В случае Луизы Гойлабиевой, ни одна из этих причин не имела место, как я понимаю, а беременность до брака считается для чеченской семьи позором. Возникает вопрос – какова тогда истинная причина того, что органы самоуправления дали согласие на свадьбу. Видимо, мы не владеем всей полнотой информации».
Статистика по РФ показывает, что невесты, которым еще нет 18, скорее выходят замуж за избранников постарше: 9695 невест ступили в брак в 2013 году юными и только 931 жених до 18 узаконил свои отношения. При этом в статистику, разумеется, не попадают религиозные и традиционные браки отдельных народностей, например, цыган. «Цыгане – это особый народ, совершенно иная проблема, они не считают нужным регистрировать отношения и живут во всех государствах по своим правилам и обычаям», – заметил Павел Миков. Он согласился, что среди цыган могут заключаться ранние браки и рождение детей происходить до достижения совершеннолетия, однако пока что на уровне властей вмешиваться в жизнь народа не считают правильным. «Для них, это норма жизни – так существовать, и как регулировать отношения этого кочевого народа ни одно государство мира пока не поняло», – заметил Павел Миков.
В Прикамье зарегистрировано 23,1 тысячи браков, что на 2,7% меньше, чем в предыдущем году и 12,6 тысяч супружеских пар развелись, что на 1,1% больше, чем в 2013 году. В Перми количество заключенных брачных союзов в анализируемом году снизилось незначительно (на 1,5%) и составило 8,5 случаев, отмечают в ЗАГСе. Наибольшей популярностью у брачующихся пар пользуются летние месяцы.