В четверг, 4 июня, компания Regional Network Hearst Shkulev Digital официально объявила о покупке 51% акций ГК «Ругион», в которую входит и сайт 59.ru. Некоторые эксперты уже назвали это событие сделкой года на региональном интернет-рынке. К каким изменениям приведет слияние двух крупнейших игроков на региональном интернет-рынке, когда перемены ощутят пользователи городских сайтов, повлияет ли приход нового совладельца на редакционную политику «Ругиона» – об этом в эксклюзивном интервью нашему сайту рассказал президент компании Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев.
– Виктор Михайлович, первый вопрос, конечно, о состоявшейся сделке. Вы купили контрольный пакет крупнейшей сети региональных сайтов и расширили свое присутствие в российских городах. Что означает эта сделка для вашего холдинга?
– На самом деле до этой сделки мы уже создали крупнейшую сеть городских сайтов в России с главным офисом в Новосибирске. Покупка контрольного пакета «Ругиона» стал вторым этапом этой работы. В течение двух лет мы вели подробную дискуссию с совладельцами бизнеса и основателями ГК «Ругион». И в конце концов нашли взаимовыгодное решение. Считаю, это большой шаг в развитии совместного бизнеса. Теперь практически во всех городах-миллионниках мы имеем очень сильные ресурсы, есть возможность объединить уникальные проекты, имеющиеся у нашей региональной сети, и ноу-хау «Ругиона». Думаю, мы соберем очень конкурентоспособный продукт.
– Долгое время Hearst Shkulev Media развивалась как бизнес по выпуску глянцевых журналов (Elle, Marie Claire, Maxim), и буквально за несколько лет был сделан ряд крупных приобретений: Новосибирский городской сайт (НГС), екатеринбургский Е1, а теперь ГК «Ругион». Какова конечная цель?
– Диверсифицировать свой бизнес – обычное дело для медийных компаний. Мы занимаемся этим последние четыре года. Выпускаем глянцевые журналы. У нас большой портфель, рассчитанный на самых состоятельных, средний класс, массовый рынок. Есть опыт работы в разных сегментах. Долгие годы искали, где можно вести успешный бизнес в Интернете. Были экспериментальные стадии: запускали небольшие проекты. Потом в конце концов нащупали, как нам показалось, такой формат, как городские порталы, начали их изучать и пришли к выводу, что городской портал может быть базисным форматом для развития очень интересного бизнеса – классифайдов. Внутри городского портала как мультисервисной платформы есть вложения по недвижимости, работе. И таких сервисов очень много. Необходимо правильно, профессионально развивать каждую вертикаль, понимая, что сервис по работе и недвижимости – это по большому счету самостоятельный бизнес, и он корреспондируется с бизнесом городского портала, находится на площадке городского портала и в то же время действует самостоятельно.
Нам показалось, что в этой модели есть интересные возможности для развития. Конечно, с точки зрения инвестиций, у такого подхода есть одновременно и положительные, и негативные стороны. Мы покупаем прибыльный бизнес, а прибыльный бизнес в Интернете всегда продается недешево. Мы с этим смирились и со всеми партнерами нашли взаимовыгодные компромиссные решения. Я вижу перспективу в объединении имеющегося продукта с возможностью его развития и внедрения новых возможностей.
– Каких перемен ждать продуктам ГК «Ругион» в ближайшее время?
– Мы не думаем, что пользователи визуально быстро заметят изменения. Наша стратегия – сделать так, чтобы все изменения для пользователей были очень комфортны и органичны. Пользователи будут один за другим получать дополнительные сервисы. Например, если сегодня есть только локальная база по недвижимости и работе, постепенно появится федеральная база. Например, через какое-то время на сайте «Работа» пользователь сможет искать возможности для трудоустройства не только в головном городе, но и в других городах России.
– На некоторых сайтах, которые вошли в состав вашего холдинга, в итоге отказались от редакционного контента, в частности, от новостей и теперь развивают лишь такие вертикали, как «Работа», «Недвижимость». С чем это связано? И ждать ли такой же ситуации с сайтами ГК «Ругион»?
– Мы проводим экспертизу каждого отдельно взятого городского портала. Такая модель, как городской портал, достаточно успешная формула, но успешная формула предыдущего десятилетия. Мы не очень уверены, что эта модель конкурентоспособна в будущем, поэтому и рассматриваем городской портал не как единый продукт, а как совокупность продуктов. Вертикаль СМИ остается в этом формате только в том случае, если она коммерчески состоятельна. Два года назад в Краснодаре был создан полноценный городской портал со всеми вертикалями. Через какое-то время мы убедились, что вывести его на прибыль можно, но требуются колоссальные инвестиции, и при этом возникает серьезный риск того, что через какое-то время он вновь вернется в минус. Мы отказались от идеи делать городской портал в Краснодаре, имеем там сегодня только одну вертикаль по недвижимости. Нас это вполне устраивает. Да, мы отказались от вертикали СМИ в Самаре и Перми (PRM - прим.ред.), поскольку поняли, что у нас не за горами перспектива приобретения «Ругиона», где эти продукты сильнее, чем те, которые были у приобретенных нами ранее ресурсов. Мы приложим усилия к тому, чтобы вертикали СМИ сделать состоятельными, рентабельными, но если, прежде всего, по причинам рынка этого не получится, мы будем от них отказываться.
– Стоит ли ждать изменений в информационной политике? Вы намерены как-то влиять на редакции?
– Не нужно ждать никаких изменений. Влиять – это не наша политика. Мы считаем, что на сегодняшний день «Ругион» имеет достаточно отстроенную, выдержанную редакционную политику. И главное в этой политике – ориентация на бизнес-результат. Здесь есть хорошо выстроенная вертикаль людей, принимающих решение по редакционной политике. А вот в бизнес-процессах и процессах, связанных с производством продуктов, нашего влияния будет больше. Там мы будем предлагать решения, которые, с нашей точки зрения, являются конкурентоспособными. Это главная сфера нашей компетенции. В вопросах редакционной политики мы как холдинговая компания выполняем миссию буфера по защите существующей атмосферы в СМИ. Наша идея заключается в том, чтобы СМИ было максимально независимым, равноудаленным от разных политических течений и работало на самое главное, что у нас есть, – пользователей нашего контента. Пользователь сайта – это наш бог. Мы на него молимся и хотим, чтобы наши траектории как можно чаще совпадали.
– Когда вы покупали новосибирский портал, его технологии были взяты на вооружение при развитии ваших продуктов в том же Екатеринбурге. Этот опыт будет распространен на Ростов?
– В какой-то степени это будет сделано. Мы уже увидели, что определенные технологии хорошо работают в Новосибирске, особенно в последнее время. Стоит отметить, что на сегодняшний день в «Ругионе» 19 разработчиков-программистов, а у нас в группе – более 100. Сегодня каждый из них специализируется на своем продукте. Мы облегчим жизнь разработчикам «Ругиона». Они будут заниматься продуктами, которые имеют максимальную степень локализации. Продуктами, которые в большей степени универсальны, будут заниматься разработчики в центральном офисе. Надо отдать должное челябинцам – в технологиях и продуктах «Ругиона» очень много ноу-хау, интересных вещей, которые мы планируем переносить на всю группу.
– Чем может «Ругион» обогатить всю группу?
– Мы считаем, что у «Ругиона» очень интересная маркетинговая стратегия, разнообразный инструментарий по продвижению, интересная система мотивации персонала – более капиталистическая, нежели наша. А в условиях обостряющейся конкуренции она может быть более эффективной. У вас есть телеканал. Мы развиваем видеоконтент на Е1.ru, но мы к этому приступили позже вас.
– «Ведомости», ссылаясь на ваши слова, сообщили, что порядка 40% медиакомпании, которую вы возглавляете, в этом году придется на Интернет, тогда как годом ранее цифра была значительно меньше. Нет ли стремления в перспективе отказаться от издательского бизнеса, рентабельность которого в последнее время падает?
– Мы живем по рынку. У каждого бизнеса есть свой цикл жизни, какие-то проекты появляются, какие-то умирают, в том числе появляются и умирают гиганты, целые отрасли уходят из рыночного пространства. Пресса сейчас переживает интересные времена: часть СМИ фокусируется на чем-то определенном. Пока этот бизнес остается достаточно привлекательным и интересным. Нам бы хотелось заниматься максимально рентабельным бизнесом. Если какие-то проекты будут показывать эту рентабельность, мы, безусловно, будем их дальше развивать. От проектов, которые стагнируют, теряют свою привлекательность, будем отказываться.
– Вы уже заявили, что кадровых изменений в ближайшее время не планируется. Но, согласитесь, такой мягкий вариант развития событий редко случается. Как вы видите структуру компании? Слияние или параллельное существование?
– Объединенная структура предполагает, что у «Ругиона» сохраняется модель субхолдинга. Во главе группы остается тот же генеральный директор. На местах остаются все топ-менеджеры компании. В ближайшее время никаких предложений по кадровым изменениям делать не будем. Несмотря на то, что мы хорошо познакомились с вашей компанией, продолжим экспертизу: одно дело, когда изучаешь, еще не будучи бизнес-партнером, а другое, когда начинаешь работать. Видение может меняться. Потребуется время, чтобы сделать более качественную экспертизу, в том числе по персоналу. Сейчас персонал выглядит очень по-боевому, много талантливых, опытных ребят. И самое важное сейчас – желание дальнейшего саморазвития и развития компании.
Силой «Ругиона» была его стабильность. Недостатком – замедлившаяся динамика развития. Если мы сейчас совпадем с менеджментом, то у каждого будет возможность самореализации. У нас нет цели кого-то менять.
– Виктор Михайлович, продолжит ли ваша группа дальнейшую экспансию на региональном рынке? Собираетесь ли наращивать и дальше свой бизнес?
– Думаю, что да. Продолжим развиваться. Мы приобрели самые привлекательные, самые мощные и самые прибыльные ресурсы на российском рынке. Следующий этап на рынке регионального Интернета – приобретение интересных проектов, находящихся в разных нишах. Мы уже не видим особо привлекательных городских порталов, а вот региональные сайты по теме работы или недвижимости входят в сферу наших интересов.
– Совладельцем Hearst Shkulev Media является американская корпорация Hearst. Как влияют западные партнеры на ваши планы по развитию регионального медиабизнеса в России?
– Я благодарен американским партнерам, что они не испугались ситуации, сложившейся на российском рынке. Они сохраняют веру, поскольку корпорацию прежде всего интересует бизнес, а на российском рынке их интересует главный показатель – прибыль. Я благодарен им за то, что они поверили моему предложению по развитию бизнеса в региональном Интернете. Мы плодотворно сотрудничаем, обмениваемся опытом, американские коллеги делятся своими ноу-хау, технологиями.
– Как, на ваш взгляд, изменилась ситуация на российском рынке после принятия в декабре прошлого года закона, ограничивающего участие иностранного капитала в покупке медиабизнеса?
– Я считаю, что этот закон резко снижает привлекательность российского рынка, и у иностранных инвесторов пропадает интерес. В результате рынок в нашей стране становится менее конкурентоспособным. Снижение уровня конкурентности является первой причиной начала стагнации, поэтому российский медиарынок не ожидают лучшие времена. Вторая проблема – закон создает серьезные организационные трудности для иностранных инвесторов. Хорошо, когда, как в нашем случае, имеется российский партнер – реальный, не подставной, с которым можно найти новую модель сотрудничества. И мы такую модель нашли: учреждаем новую компанию, новый медиахолдинг, где все будет соответствовать законам. Насколько я знаю российский рынок, это исключительный случай. Большинство иностранных инвесторов оказывается в положении, когда им приходится искать очень неординарные решения. И это не на пользу бизнесу, рынку. Наши американские партнеры надеются, что постепенно ситуация на российском рынке нормализуется, и иностранным инвесторам можно будет здесь работать. Они рассуждают, заглядывая на 15-20 лет вперед.
– В связи с приходом вас в качестве партнера группы компаний «Ругион» в этом бизнесе задается достаточно высокий уровень управления и отчетности. Например, сегодня речь идет о международном аудите. Какие еще нововведения планируются в ближайшем будущем?
– Наша задача – привнести в новый продукт лучший опыт, который есть в России и за рубежом. Мы очень плотно работаем с нашим американским партнером в поисках наиболее адекватных, подходящих решений для российских компаний. И должен сказать, что за последнее время уже многое сумели использовать из зарубежного опыта, в том числе в нашем медиабизнесе. У нас, например, есть такой продукт, как Womans Network – сеть женских сайтов, объединенных в отдельный сегмент. За прошедшие полтора года проект активно развивается благодаря тому, что нам удалось соединить и применить наиболее эффективный международный опыт и опыт нашей компании. В итоге скорость нашего развития оказалась даже выше, чем у зарубежных компаний. Новые решения, которые мы внедрили в России, стали еще более передовыми относительно тех, что имеют европейские компании.
Видеоверсия интервью c Виктором Шкулевым – в материале телеканала 59.ru.