Дачный поселок в пригороде Перми владельцы участков прозвали «призраком». В нем без нормального водоснабжения, отопления и электричества живут несколько семей. Люди продали квартиры в надежде заехать в собственные дома еще в прошлом году. Тем не менее готовых коттеджей они не получили. Еще и остались должны подрядчику. Что же пошло не так, разбирался корреспондент Dom.59.ru.
«Стены домов и с крыши черепицу сдувает ветром! Воды нет! К электричеству нас не подключают! Нас просто обманули!» – на перебой рассказывают владельцы участков и объектов незавершенного строительства в Пермском районе края. В поселке-призраке должны были появиться дачные домики, пригодные для жилья. Всего 26 штук. Люди покупали здесь не только землю, но и недостроенные дома у частного лица – Виктора Михно. По этому договору подряда, который заключали также с Виктором, часть работ была уже выполнена. А схема оплаты предполагала рассрочку на 10 лет. Сейчас в поселке живут всего несколько семей.
Люди заселяются в недостроенные дома
Нина и Василий Братчик живут в недостроенном здании с детьми. Дом доводят до ума сами.
«Мы уже кредит взяли, сами, что смогли, обшили. А отдали при этом 100% денег за все. Нам дом передали, но я не могу сказать, что претензий к качеству не имею. На второй этаж у нас денег не хватает. Кругом дыры. Нам гипсокартоном под черновую отделку должны были обшить дом, но потом сказали: вам и этого достаточно. Ничего не доделано, крыша не подшита, пол не сделан. Снег пойдет – будет сыпаться. Дети пока спят на втором этаже, лето позволяет. А потом как? Пристройка должна была быть тоже готовой, но не доделана – сами поставили загородку, чтобы с улицы ветер не задувал», – рассказывает Нина Братчик.
История семьи Братчик почти такая же, как и у всех в этом поселке. С одним нюансом – они заплатили всю сумму. Правда, совсем за другой дом...
По предварительному договору купли-продажи они покупали один дом, потом им предложили другой, где было выполнено больше работ. Нина и Василий согласились. Сметы увидели лишь когда обратились в суд. Сейчас вновь хотят обращаться с иском, чтобы им выплатили разницу за недоделанные работы. Например, в отчете подрядчика прописаны работы за проведение электричества – 54 тысячи рублей. «Мы сами всю проводку делали, – отмечают жильцы. – Недавно подрядчик заявил, что мы еще 500 тысяч рублей ему должны! А за что? Он говорит, что дом большей площади, чем первоначальный. Но это не так!»
Свою прежнюю квартиру Братчики продали, а снимать стало невозможно – денег не хватает. Устали ждать завершения строительства и в апреле заселились в дачный поселок.
«Мы увидели красивый домик на баннере на одном из сервисов объявлений еще в 2014 году, – рассказывают Нина и Василий. – Мы приехали из Кудымкара, посмотрели. Целая улица таких домов стоит. И говорят: с декабря месяца строят. А мы в марте приехали. Думаем: «Ничего себе! Целая улица с декабря». Но год, с которого строят, нам не сказали. Оказывается с 2012 года еще строят. Застройщик уговорил нас конкретно. Мы тогда смотрели, и казалось, все нормально. Заплатили полностью по договору – 2,98 млн рублей. Он обещал нам сдать за три месяца дом, до 30 июня 2014 года. Но ничего не делал. Выплачиваем деньги, приезжаем через месяц – хоть бы ржавый гвоздь забил! Ругались сколько раз. Просили. Он все сначала говорил, что люди не платят. Сейчас нас виноватыми сделал – что мы проект дома не предоставили. А почему мы должны предоставлять план или проект, если дом покупали почти готовым? Дом должен был быть обшит гипсокартоном. А сейчас он утверждает, что этого не должно быть. Что просто коробка, крыша, перекрытия и все. Цены завышенные, а документация делается задним числом. Ему, видно, нужны были живые деньги, а мы ему сразу 1,5 млн выплатили при подписании договора. И он на них строил не наш дом, а подстанцию, которую не может сейчас подключить. С прошлого августа нам говорит: через две недели будет свет, а уже следующий август. Ничего нет».
Не платить: судиться и жаловаться
Остальные владельцы участков сумму по предварительному договору купли-продажи и подряда выплатили не до конца. Они объясняют свой отказ платить взносы тем, что уже в 2014 году стало понятно, что дома никто не будет строить. А за то время, которое прошло с момента покупки, недострои стали приходить в негодность. По словам жителей, дома никто не охраняет, ветер сдувает черепицу с крыш. А кое-где даже стены. Дороги нормальной тоже нет. Люди обращаются в суд – они верят в закон о защите прав потребителей и в то, что что-то можно изменить. Некоторые считают, что дома нужно даже сносить и строить новые.
«Мы хотим доказать, что Виктор Михно ведет нелегальную предпринимательскую деятельность, не платит налоги, – рассказывает одна из заключавших договор подряда Юлия Подопригорова. – И чтобы нам наши деньги за невыполненные работы отдал. Мы все продали, что можно, и вот теперь живем в непонятных условиях. Мы собрались на прошлой неделе и написали жалобы в налоговую, в Минфин РФ, в Госдуму, в Генпрокуратуру, президенту, ОБЭП. А еще, как мы узнали, он продал землю два раза, по предварительному договору сначала одной семье, потом другой семье. Одна семья в итоге осталась ни с чем».
Читайте договоры!
Подрядчик строек в поселке-призраке Виктор Михно говорит о том, что людям нужно внимательнее читать договоры, которые они заключают. И выполнять все, что в документах указано. Иначе ничего хорошего не выйдет. Он отмечает, что по нескольким домами работы по подряду продолжаются. С остальными договоры расторгли в одностороннем порядке за неплатежи. По большинству домов у подрядчика нет сейчас никаких взаимоотношений с покупателями.
«Есть акты приемки-передачи, люди их подписывали, – поясняет Виктор Михно. – За выполненные работы надо заплатить. Например, у Юлии Подопригоровой постройка с землей стоит около двух миллионов рублей. Заплатили 900 тысяч рублей. При этом ими были приняты работы, а эксперт подтвердил цену. Где деньги? А по договору подряда мы не начали сотрудничество. Так как по договору подряда заказчик обязан предоставить проект и соблюдать график платежа. Ни того, ни другого выполнено не было. То, в каком состоянии находятся дома, – вина покупателей. Многие договоры расторгнуты. И я не должен эти дома охранять, не должен ничего делать. А также они должны были предоставить проект – об этом в договоре сказано несколько раз. Монолитное перекрытие весит 50 тонн, на него нужен проект. Я сам расчетами не занимаюсь. Мы согласовали, и в договоре это прописано, что проект мне предоставят. Я без проекта даже окна поставить не могу – какие они должны быть? Трехкамерные, двухкамерные? Если монолитное перекрытие я залью без проекта, они на меня могут подать в суд. В договоре нет мелкого шрифта и непонятных выражений. Со всеми есть электронная переписка. Люди месяц или больше думали. Все подписанные договоры были согласованы. Кто-то ходил к юристам, кто-то сам смотрел. Мы вносили коррективы по просьбе людей. Говорить, что я кому-то угрожал, что не передам, – вранье. У нас был предварительный договор купли-продажи, и у него есть конечный срок. Если ни одна из сторон не изъявит желания заключить основной договор, договор считается истекшим, и ссылаться на него не имеет никакого смысла».
Из-за того, что по договорам шли просрочки платежей, невозможно было расплатиться с подрядчиками, отмечает Виктор Михно. Кстати, о том, что с рабочими действительно нечем было расплачиваться, свидетельствует тот факт, что на территории стоит дом одного из тех, кто выполнял работы в дачном поселке. «Я сделал крыши на части домов, каркас где нужно было, – поясняет Маъмуржон Мамаджанов. – Мои крыши в ураган не улетели. А денег мне сразу не заплатили – оказалось, что жильцы Михно деньги не платили. Я хотел в другом месте землю купить, но мне предложили, раз такая ситуация, здесь участок отдать. Я вынужден был согласиться. Все, что я построил, – это на мои деньги. А со стройки брал лишь уже непригодный материал. У меня семь детей, я хочу жить с семьей тут. Это даже не блоки, а каркасный дом. Но не могу его достроить, в этом году нет работы и денег тоже».
Претензию по поводу незаконного предпринимательства Виктор Михно также отвергает: «Изначально земельные участки в моей собственности. Я имею право на своей земле строить все, что я хочу? Имею. Я строил на своей земле». Также он отмечает, что потратил 4,5 млн рублей на строительство ЛЭП и поэтому не будет подключать электричество тем, кто не выполнил платежные обязательства. С неплательщиков он также намерен через суд добиться оплаты уже выполненных работ. Со стороны Михно подано два иска. Но и с претензиями к нему люди подали три иска. Суды продолжаются.
При этом Виктор Михно заявил, что с семьи Братчик никаких дополнительных денег брать не намерен. «Они – единственные, перед которыми мне немного совестно. У нас с ними заключен был договор купли-продажи изначально на другой дом меньшей площади. В договоре было прописано, что при изменении площади более 5% нужно делать перерасчет. А тот дом, в котором они живут, на 30% больше. Но из-за просрочек с нашей стороны мы с ними договариваемся, ничего с них требовать не будем. Единственная просьбы была – не ходите в суд. Это дополнительные затраты и для них, и для нас. С нашей стороны каждое судебное заседание – 80 тысяч рублей затрат на представителей, экспертизы обязательные, нотариуса и так далее. А деньги могли бы пойти на что-то полезное. И вообще, насчет судов: у людей сложилась в голове картинка, что по закону о защите прав потребителей они у меня все отберут. Другого они слышать и понимать не хотят».
Напоследок отметим, что прежде чем подписывать любой договор: купли-продажи, подряда или даже долевого строительства, нужно изучить все аспекты и пункты. Следует обратить внимание на свои обязанности, а не только на обязанности застройщика. Например, в договоре подряда в обязанности заказчика действительно в ряде случаев входила обязанность предоставить проект в течение пяти дней. Тем не менее, на чьей стороне правда, видимо, будут решать многочисленные суды.
Съемочная группа 59.ru побывала в поселке-призраке.