
В последнее время наблюдаются очень тревожные тенденции в реализации молодежной политики в Пермском крае. Речь идет вовсе не о Молодежном парламенте Пермского края и не Молодежном совете Перми и аналогичных структурах. С ними как раз все нормально. Молодежный парламент работает над законопроектами и повышает свой кадровый потенциал. Молодежный совет реализует свои социальные проекты. Но молодежная политика в крае не исчерпывается молодежными парламентами и советами, мало того, они составляют малую ее часть. Основная составляющая молодежной политике в крае – это реализация различного рода проектов по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи и иного рода молодежных программ.
С учетом общей политики нашего государства понятно, что эта задача у нас очень важна. Можно, например, посмотреть предвыборные письма или послания президента, где этой теме посвящено много места. При этом президент понимает молодежную политику весьма широко, не сводя ее просто к военно-патриотическому воспитанию, как это делают многие пермские чиновники. Говоря, в частности, о приоритетах молодежной политики, он замечает: «Они должны быть направлены на формирование всестороннего развития личности, гармоничной личности, на воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к своей большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом с тобой».
Реализацией молодежной политики в крае у нас занимается министерство культуры и молодежной политики. Причем, Пермский край – практически единственный регион, где молодежная политика закреплена за Минкультом. В других регионах молодежная политика или выделена в отдельное министерство, департамент, комитет, управление или подчинена ведомству образования или спорта. На мой взгляд, это логично. И все бы ничего, да деятельность нынешнего министра культуры в области молодежной политики, мягко говоря, не впечатляет. Надо сказать, что недавно я даже публично защищал Игоря Гладнева в его споре с поэтом Орлушей. Но одно дело московский пиит, другое – молодежная политика в крае. В чем же проблема? Проблем несколько.
Кадровая. Отдел молодежной политики в минкульте находится в загоне. К тому же он очень маленький и не справляется с поставленными задачами. Совсем недавно уволился руководитель отдела – Евгений Хузин. Уволился, мягко говоря, не по своей воле. В итоге, в отделе осталось всего трое сотрудников. Как они будут справляться с реализации подпрограммы «Молодежь» непонятно.
Приоритет в реализации молодежной политике отдается именно военно-патриотическому воспитанию. Вообще, я всеми руками «за» за военно-патриотическое воспитание. Но мой многолетний опыт работы в молодежной политике говорит о том, что одной допризывной подготовкой, военными сборами, военно-патриотическими праздниками и летами молодежная политика не исчерпывается. Даже собственно патриотическое воспитание ими не исчерпывается. О чем, кстати, совсем недавно говорили практически все спикеры на патриотическом форуме «Звездный». О том же совсем недавно высказался и президент (см. цитату выше). Однако, Игоря Гладнева это похоже не волнует.
Из-за безалаберности Гладнева фактически срывается реализация критически важных для государства программ в области молодежной политики. Часть этих программ была просто пущена под нож. В итоге, подпрограмма «Молодежная политика Пермского края» в составе государственной программы «Культура» превратилась сейчас в полную фикцию. В загоне даже признанные президентом проекты типа «Тетрадки Дружбы». Про другие проекты и программы я вообще молчу.
Что же, на мой взгляд, необходимо сделать для решения данной проблемы:
Передать отдел молодежной политики из подчинения министерства культуры в подчинение другого ведомства – например, в министерство образования. С учетом, решаемых в ходе реализации молодежной политики воспитательных задач это оптимально. Ведь даже сейчас часть задач молодежной политики решается Министерством образования. В идеале было бы вообще передать молодежную политику из подчинения правительства в подчинение администрации губернатора. Дело в том, что эта тема настолько сквозная и важная, что требует особого подхода и координации. Пример, подобного подхода – деятельность департаментов некоммерческих проектов и общественной безопасности при администрации губернатора.
Отдел молодежной политики в составе Минобраза должен быть превращен в полноценное управление. В идеале было бы, конечно, создать отдельное министерство (как в Татарстане) или агентство по молодежной политики, но говорить об этом, пока, преждевременно. В случае, если управление молодежной политики будет передано в ведение администрации губернатора, должен быть создан полноценный департамент молодежной политики. В его же ведение можно передать и функционал распущенного после ухода Сергея Маленко департамента некоммерческих проектов.
Назначить руководителем обновленного управления при Минобразе или Департамента при администрации губернатора Евгения Хузина. Сейчас это лучший специалист по молодежной политике в крае. При этом необходимо кадрово и ресурсно усилить новое ведомство. Три-четыре человека слишком мало для такой важной общегосударственной задачи. Для сравнения в Ярославской области десять лет назад в Департаменте по делам молодежи работало пятнадцать человек. Очень успешно работало, замечу.
Разработать полноценную межведомственную государственную программу «Молодежная политика Пермского края». Наполнить ее реальным содержанием и отказаться от идеологии полного приоритета военно-патриотического воспитания при реализации молодежных программ. Важную роль должно играть и гражданское воспитание и другие направления молодежной политики. В частности, решение социальных проблем молодежи. При этом органом, ответственным за ее реализацию должно быть Министерство образования или же соответствующее подразделение администрации губернатора.
Ввести в состав общественного совета при министерстве образования представителей общественности, заинтересованных в реализации молодежной политики в крае. Это необходимо для того, чтобы создать при министерстве «лобби», которое будет защищать интересы молодежи и добиваться неукоснительного исполнения программ по молодежной политике. В случае если молодежная политика будет передана в подчинение администрации губернатора, необходимо создать межведомственный совет по молодежной политике и патриотическому воспитанию с такой же целью.
Возобновить работу в Законодательном собрании над законом «О молодежной политике», в котором прописать цели, принципы, задачи и самое главное ответственный за реализацию молодежной политики в крае орган. Это необходимо, чтобы не допустить ситуацию аналогичную нынешней, когда молодежная политика в Пермской крае оказалась в положении «не пришей кобыле хвост». При этом, закон практически готов (его разрабатывал Молодежный парламент), осталось его только рассмотреть на ЗС.