Более 300 пермских дальнобойщиков вышли с протестом на трассу «Пермь–Екатеринбург». Водители большегрузов присоединились к российской акции против платы за проезд по федеральным трассам. Перевозчики и бизнесмены не хотят работать себе в убыток. «Сумма сбора слишком высока, – говорят они. – Это разорит транспортников и скажется на обычных покупателях – потребительские товары подорожают».
Против «платона»
Планировалось, что с 15 ноября за проезд грузовика весом более 12 тонн необходимо платить 3,73 рубля за километр. В ответ дальнобойщики заявили о всероссийской акции протеста и блокировке магистральных дорог. После этого Дмитрий Медведев подписал постановление правительства РФ об изменении правил взимания платы за проезд 12-тонных автомобилей по федеральным трассам общего пользования. Документ уменьшал размер платы до полутора рублей, но только в период с 15 ноября 2015 года по 29 февраля 2016 года. С 1 марта следующего года сумма увеличиться до трех рублей шести копеек за один километр.
Причем деньги необходимо вносить перед поездкой, а маршрут должен быть согласован с единым оператором от Минтранса – так называемым «платоном» (плата за тоннаж. – Прим. ред.). В системе предусмотрены два способа оплаты: покупка маршрутной карты или получение бесплатного бортового устройства. Чтобы это сделать необходимо пройти регистрацию на соответствующем сайте. Затем приобрести карту или получить бесплатный бортовой компьютер, который автоматически рассчитывает пробег каждого 12-тонного большегруза.
Предприниматели, которые занимаются междугородними и международными перевозками, категорически против такого решения властей. Соответствующая петиция появилась в Сети. Сегодня, 11 ноября, большегрузы выстроились за селом Лобаново вдоль федеральной трассы М-5 «Урал». Водители требовали отмены платы за передвижение по дорогам федерального значения. Акция прошла в 15 городах России.
На лобовых стеклах фур висели плакаты «против платона». Сотрудники полиции заставляли водителей срывать транспаранты. «Плакат со стекла убрали! Здесь не публичное мероприятие, – кричал страж порядка. – Остановились – просто стойте. Еще один плакат увижу – все в отдел поедут». Кроме того, полицейские требовали освободить обочину дороги, чтобы не создавать аварийную ситуацию. Но дальнобойщиков стражи порядка не разгоняли.
«Нашу акцию мы ни с кем не согласовывали. Но мы предупредили администрацию города заранее, – сообщила 59.ru координатор Межроссийского профсоюза водителей-профессионалов Наталья Полякова. – Меня предупредили, что могут оштрафовать или приговорить к исправительным работам за несанкционированную акцию».
Пермский дальнобойщик Александр Пищальников тоже приехал на акцию протеста. Пермяк три года занимается перевозками стройматериалов. «Я бы хотел, чтобы этой акции вообще не было, – признался собеседник. – Дальнобои и так живут на последние гроши. С оплатой все плохо. Пока до марта снизили до 1,53 рубля за километр трассы. А с 1 марта повысят плату до 3,06 рубля. В итоге будет повышение цен на продукты. Пакет молока в цене вырастет далеко не на полтора рубля, а его стоимость поднимется минимум в два раза. Все подорожает. Сейчас ездим – колеса не на что купить. Все фуры идут на старой изношенной резине. Если мы будем еще и за трассу платить... Я езжу до Тюмени. Чтобы туда и обратно съездить, мне надо будет отдавать по шесть тысяч рублей за один раз. Оплату по итогам поездок я получаю только через месяц после рейса, а должны мы заплатить за километраж трассы заранее. Из каких средств я смогу это оплатить? Кроме того, мне надо купить топливо и запчасти на машину. А я заплатил «платону» и все – я встал и у меня нет денег на солярку.
В среднем на каждую поездку до Тюмени мои траты 22 тысячи рублей со всеми стоянками и заправками топлива. Еще плюс к этому шесть тысяч рублей за трассу. В итоге домой я привезу 10 тысяч рублей. И на что я должен содержать ребенка? Можно сказать, разрушают бизнес».
«Сначала постройте дороги!»
По словам участников протестной акции, на сайте «платон» зарегистрировалось 293 тысячи российских водителей. «Это единицы. Скорее всего, заявки подали крупные перевозчики и торговые сети. Частники не регистрируются, – объяснила Наталья Полякова. – Большие транспортные предприятия будут платить по 53 копейки, а маленькие частники – по 1,5 рубля. Это неравные условия.
В сегодняшней экономической ситуации мы готовы к введению сбора. Маленьких перевозчиков эта плата сведет на нет. Мы будем вынуждены закрываться и продавать наш транспорт. А также отправлять водителей в долгосрочные отпуска. Фуры продать невозможно. Если грузовик с прицепом мы покупали за 1,5-2 млн рублей, то сейчас мы его продадим всего за 300 тысяч рублей. Это полное разорение маленьких перевозчиков».
Единственный выход, уверены перевозчики – полная отмена денежного сбора на ближайшие три года. «За эти три года можно сделать хорошую инфраструктуру, хорошие дороги, – продолжает Наталья Полякова. – Этот участок федеральной трассы до Екатеринбурга после Лобаново строится уже лет пять. Платить за те ямы и канавы, которые у нас строятся, мы не хотим. В Воронеже открыли платный участок дороги. Но они сначала построили эту трассу и только потом начали взимать плату. Плюс они сделали альтернативную дорогу. То есть можно бесплатно проехать в объезд. Нам такую альтернативу не предоставляют. У нас нет выбора».
Кроме того, система «платон» не готова принять всех участников, считают дальнобойщики. «Пока нет ни одного бортового устройства на руках. Заставляют ездить по маршрутным картам, которые регистрируешь на «платоне», – рассказывают перевозчики. – Но на такой карте можно сделать всего три промежуточные точки. А как быть если фура будет делать на пути четыре-пять остановок? Пунктов заезда может быть гораздо больше».
Как проходила акция протеста пермских дальнобойщиков смотрите в видеосюжете.