На перевале Дятлова – новая жертва. Пермские туристы утверждают, что обнаружили там тело человека. Сейчас на место пробираются спасатели и следователи. Довольно часто бюджетные деньги тратятся на то, чтобы эвакуировать из труднодоступных мест страны туристов, которые подчас почти не готовы к трудным переходам. Как отправиться в поход по Уралу и вернуться живым, выяснял корреспондент 59.ru.
Пермские туристы 9 января обнаружили труп, идя по маршруту перевала Дятлова. Пока спасатели добираются до места трагедии, эксперты и просто заинтересованные люди выдвигают свои версии того, кто он и как оказался в таких условиях. Наиболее правдоподобную версию озвучил директор Фонда памяти Дятлова, который считает, что это был турист-одиночка. Два дня назад на том же маршруте спасли еще одного туриста-одиночку, который едва не погиб от обморожения.
Главный инструктор туристического клуба «Гора» Андрей Карякин рассказал об условиях, с которыми приходится столкнуться туристам, если они решаются преодолеть сложные туристические маршруты.
«Все начинается с подготовки к путешествию, – говорит собеседник. – Минимальный рекомендованный размер группы – четыре человека. Среди них обязательно должен быть медик, завхоз, ремонтник и руководитель, которые прошли специальное обучение до этого. Группа сама себя спасает чаще всего, а значит должна быть некоторая ответственность за подготовку команды. Даже на самые легкие маршруты выпускают лишь подготовленных новичков».
Решение о допуске туриста к маршруту выдает МКК – маршрутно-квалификационная комиссия, которая может не допустить к прохождению, однако формального права запретить выйти на маршрут у нее нет. «В этом случае прохождение маршрута просто не будет зафиксировано в маршрутной книжке, которая есть у каждого профессионального туриста», – комментирует Андрей Карякин. В МЧС при регистрации на маршрут тоже не требуют номера маршрутной книжки, их не интересует подготовка туриста и его готовность к прохождению.
В походе турист рассчитывает только на группу и на себя. «Спутниковый телефон срабатывает в 50% случаев и может не работать в каньонах или при плохой погоде. Для выживания можно рассчитывать на избы, населенные пункты, в крайнем случае непогоду можно переждать в палатке», – говорит инструктор. По его словам, на картах безопасные места не указаны, приходится рассчитывать на опыт и знания других людей.
Как рассказали в Пермской краевой службе спасения, при регистрации группы на маршрут требуют в основном лишь указать контактные телефоны родственников, точки маршрута и сроки возврата группы. Если группа не звонит по прибытии домой, сотрудники обзванивают родственников. Как правило, в походе группа не поддерживает связи со службой спасения. Звонки поступают лишь в случае крайней необходимости. На место происшествия тут же выезжает вся оперативная группа из пяти-шести человек. В 2015 году на территории Пермского края были зарегистрированы 768 групп туристов в общей сложности 11 569 человек, однако бывают случаи, когда люди решают зарегистрироваться, уже выйдя на маршрут, а бывает, что про регистрацию и вовсе забывают.
«Вывезти человека из отдаленного района – очень затратно, – говорят в службе спасения. – Рассчитывается плата спасателям, риски для них, задействованная техника. Как правило, даже зимой до труднодоступных районов добираются на снегоходах, вертолеты используются очень редко».
В Министерстве культуры спорта и туризма Пермского края задумываются над тем, как можно обезопасить путешествие туристических групп. Проект горных модулей – небольших домиков, которые заменят туристам палатки, – получил поддержку в 500 тысяч рублей. На текущий момент готово два модуля, и работа по их созданию продолжается. Их планируют установить весной этого года. Однако такие инициативы – редкость. «Безопасность туриста зависит от планирования маршрута, от знания местности и знания правил выживания. Зарегистрировавшись на маршруте, вы также можете обезопасить себя в случае, если нет возможности связаться с родственниками или спасателями», – говорят в министерстве. Ну а одинокому туристу, который решился в поисках острых ощущений выйти на маршрут, остается лишь зубрить руководства по выживанию и уповать на то, что спасатели прибудут как можно быстрее.