Пермьстат рапортует о росте цен на продукты и топливо. При этом зарплаты жителей региона остаются на том же уровне. А у некоторых могут даже понизиться – губернатор Виктор Басаргин предложил урезать оплату труда чиновников. Как Прикамье встречает новый кризисный год – в материале 59.ru.
Перед Новым годом губернатор Пермского края Виктор Басаргин поручил главе краевой администрации Анатолию Маховикову проработать вопрос понижения зарплаты региональным чиновникам. Как сообщает газета «Коммерсант», глава региона подписал соответствующий указ еще 28 декабря. По словам депутата законодательного собрания Пермского края, главы комитета по бюджету Елены Зыряновой, это мера не является способом оздоровления экономики. «Оздоравливать бюджет надо не сокращением расходов, а увеличением доходов, а в данном случае губернатор принимает меры по сохранению размера дефицита – то есть для того, чтобы он не увеличивался, – сказала 59.ru собеседница. – Кроме того само по себе сокращение расходов никогда не было в условиях кризиса действенной мерой – наоборот, госрасходы должны только расти. Правда, у нас в регионе ситуация еще хуже – бюджет сильно страдает из-за курса и ситуации в целом, и собственные доходы не растут. Так что это такой посыл: если плохо всем, то пусть и чиновникам будет плохо. Думаю, для экономики это будет в любом случае иметь отрицательный эффект, так как это снижает покупательскую способность. Ничего этот сценарий не спасет».
В сравнении с другими территориями по объему доходов и расходов наш регион входит в первую тридцатку. Такие данные предоставил портал «Понятный бюджет». В то же время его запланированный дефицит является одним из самых больших в России. В этом году он составит 8,437 млрд (9,94%). В плановом периоде запланировано сокращение дефицита, однако, по словам Елены Зыряновой, надолго расписывать бюджет сейчас не получается. «Перспективное планирование сейчас «в загоне», даже на федеральном уровне сейчас об этом не говорят, что является плохом признаком, – пессимистично заметила депутат. – Мы сейчас в регионе вообще закрываем возможности для инвестпроектов, так как инвестиции требуют перспективного планирования, а мы не можем его обеспечить, что будет в дальнейшем противодействовать нашему экономическому росту». «Бюджет серьезно страдает сегодня – на федеральном, на региональном уровне, – добавила собеседница. – Ожидаются уменьшение налоговых поступлений уже в этом году. Пока нет драйвера экономики, какой была нефть, о ее росте и речи нет».
Вся экономика – прикамская и российская – будет зависеть исключительно от цен на отрасль углеводородов, однако эти изменения спрогнозировать нельзя, поэтому и сложно обсуждать тенденции на ближайший период, отметил директор Центра прикладной экономики Юрий Белоусов. «Во всем мире в условии кризиса люди борются с падением цен, «впрыскивая» деньги в экономику и население, чтобы стимулировать спрос, пусть даже с помощью инфляции, – добавил экономист. – А у нас возникают высокие цены на уровне высокой инфляции в период кризиса, что противоречит любой теории. В первую очередь, это происходит за счет гостарифов – того же самого «Платона». То есть получается, что наше государство наоборот деньги «высасывает»».
Негативные тенденции в 2016 году предрекает декан экономического факультета ПГНИУ, профессор Татьяна Миролюбова. По ее словам, стоит ожидать дальнейшего снижения реальной заработной платы, роста инфляции и прочих неприятностей. «Делая прогнозы на 2016 год, необходимо помнить, что цикличность развития экономики закономерна, а экономические кризисы имеют системный характер, – комментирует Татьяна Миролюбова. – Очевидно, что в 2014 году Россия вступила в понижательную фазу экономического цикла, а в 2015 году происходило падение ВВП России (по предварительным оценкам около 4%. – Прим. автора), соответственно эта тенденция была характерна и для Пермского края. Полагаю, что оценки примерно те же. Подобное падение происходило в 2009 году тогда ВВП России упал на 7,9%, что являлось одним из худших показателей динамики ВВП в мире. ВВП Пермского края сократился в 2009 году по отношению к 2008 на 8,4%. Таким образом, в 2016 году следует ожидать дальнейшего продолжения понижательной фазы экономического цикла».
Согласно данным экономического факультета ПГНИУ, в 2015 году в Пермском крае происходило падение промышленного производства, сокращение инвестиций в основной капитал, уменьшение реальной заработной платы (реальная начисленная заработная плата в январе-октябре 2015 года к январю-октябрю 2014 года составила 90,7%. – Прим. автора). В то же время в крае в прошлом году выросла инфляция: по предварительным оценкам она составила 12,6%, в то время как в России она держалась на уровне 12,9%.
По словам Татьяны Миролюбовой, в экономике существует ряд показателей, которые являются опережающими индикаторами экономического цикла. По их изменению можно судить о том, к какой фазе цикла подходит экономика и произошел ли поворотный момент. «К числу таких показателей относится индекс физического объема розничной торговли: этот индекс в Пермском крае составил 87,3% в январе-ноябре 2015 года к январю-ноябрю 2014 года, – говорит декан экономического факультета. – Он косвенным образом помогает нам понять, начинается разворот в тренде или нет. Судя по значению индекса физического объема розничной торговли, ожидать преломления негативных тенденций в 2016 года точно не стоит».
Категорически по этому вопросу высказывается научный руководитель «Центра экономических проектов» Константин Захаров: по его словам экономика Пермского края достигнет в 2016 году дна. «Снижение благосостояния граждан уже произошло – хочется верить, что дна мы достигли, но никто не гарантирует, что ухудшения не будет – думаю, что в этом году будет увеличение на 5-7 пунктов людей с достатком «ниже среднего», так что год будет тяжелым», – говорит эксперт.
Прикамье сегодня теряет показали по всем пунктам, включая трудовые кадры – в данный момент наблюдается сильная «утечка мозгов» в другие регионы, замечают в «Центре экономических проектов». «Что касается области сельского хозяйства и «оборонки» в вопросах импортазмещения, то подвижки в Прикамье достаточно весомые, но что касаемо экономики, то тут рычагов влияния у субъектов федерации достаточно мало, чтобы самим влиять на ситуацию, – комментирует Константин Захаров. – К тому же Пермский край у нас непростой – инфляция высокая, что было и в 2008 году и в 1998 году, так как зарплата у нас большая и больше производительных сил, а чем эти показатели выше, тем и инфляция значительней».
Экономическое здоровье всей Российской Федерации сейчас в большей степени зависит от Китая, подытожил собеседник. По словам экономиста, если в Поднебесной сохранится тенденция к сокращению промышленности, что наблюдалась в 2015 году, то нам будет несладко, так как китайская нация является основным потребителем российских природных ресурсов. «Удастся Китаю стабилизироваться – и мы выровняемся, – заметил г-н Захаров. – При этом если цена на нефть будет 20-25 долларов за баррель, то наша экономика просто не выдержит. Начнется паника, а когда человек нервничает, он совершает необдуманные поступки».
На вопрос корреспондента 59.ru о том, какие последствия несет цена нефти в 20-25 долларов за баррель, эксперт Константин Захаров ответил «без комментариев».