Даже если квитанции за капремонт к вам не приходили, платить по ним все равно придется. К такому выводу пришел мировой суд в Перми, рассматривая иск жительницы города к краевому фонду капремонта. А значит тем, кто ссылается на отсутствие договора с региональным оператором, платежей не избежать. Подробности – в материале Dom.59.ru.
25 февраля 2016 года мировой суд в Ленинском районе Перми рассмотрел иск жительницы одного из домов на улице Монастырской к Фонду капремонта. Мотивированное решение по данному процессу опубликовано в официальных группах фонда в соцсетях. Внимание на этот документ стоит обратить потому, что он рушит надежду многих пермяков на то, что, если по вине фонда они не получают квитанции, потом, когда квитки все-таки начнут приходить, можно будет не платить за прежние месяцы.
Согласно судебному документу, пермячка получила от фонда первую квитанцию лишь 27 января 2016 года. В квитке фонд требовал с истицы сумму около 300 рублей в счет платежа за декабрь, а также долг за предыдущие 10 месяцев в размере около 3000 рублей. Пермячка оплатила счет за декабрь, а по поводу долга обратилась в суд, чтобы признать свои обязательства по его оплате отсутствующими. Ее доводы были вполне логичными. По мнению истицы, согласно законодательству, обязательства по платежам перед фондом возникают с момента заключения договора, но до выставления декабрьской квитанции фонд никакой инициативы не проявлял, а истец акцептовал оферту только в январе, сделав платеж по квитанции. Поэтому пермячка считала, что, в случае оплаты долга, фонд незаконно обогатится.
В рамках рассмотрения дела суд установил, что собственник по законодательству обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и платежей по общему имуществу и издержках по его содержанию. Эти обязанности возникают на основании законодательных актов. При этом он определил, когда появилась у пермяков обязанность платить за капремонт – через восемь месяцев (начиная с начала следующего месяца) после публикации программы капремонта. А так как ее опубликовали 5 мая 2014 года, то за февраль жители региона уже обязаны оплатить счета.
А довод про отсутствие договора судья не принял «поскольку законом не предусмотрено обязанности заключать договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в индивидуальном порядке с каждым собственником помещений».
Выставление задолженности мировой судья признал правомерным, а следовательно, в требованиях истице отказал. Однако она может подать апелляцию.
«Обязанность действительно возникает в силу закона, – поясняет юрист Пермского фонда содействия ТСЖ Станислав Шестаков. – Так что платить за капремонт гражданин обязан даже если квитанции не приходили за прошлые периоды. Единственное, на мой взгляд, чего нельзя требовать в таких случаях – это пени. Оснований для начисления пени, если квитанции не выставлялись, я не вижу. Пеня – это мера гражданско-правовой ответственности. А одним из оснований наступления такой ответственности является наличие вины. Но основная сумма долга должна быть взыскана. В любом случае, рано или поздно все привыкнут, что надо платить за капремонт. А с тех, кто этого не делает по различным принципиальным причинам, видимо, будут взыскивать деньги через судебные решения. При этом у самого Фонда капремонта сейчас ресурсов мало, чтобы подать в суд сразу на всех неплательщиков. Но никто не мешает отдать это на аутсорсинг, думаю, юридические фирмы будут только рады. По большому счету, я считаю, что суть закона правильная – собственник должен содержать свою собственность, за исключением определенных случаев, например, когда эта обязанность возложена на органы местного самоуправления».
Напомним, что правомерность взносов на капремонт собирается рассмотреть Конституционный суд РФ. На нарушение конституции закон предложили проверить сразу несколько депутатских групп Госдумы. Как сообщал ряд федеральных СМИ, «частично неконституционными» сбор средств на капремонт в своем письме в суд назвала и генпрокуратура. Но позже, по данным «Ведомостей», это письмо было отозвано «для доработки вопроса».