Провести капитальный ремонт всех жилых домов за счет средств жильцов государство обещает к 2045 году. Однако общественники считают, что фонд капремонта не сможет выполнить и половины своих обязательств. Тем более что по закону никаких обязательств у фонда нет. Как выйти из этой ситуации и отменить бесполезные платежи? Об этом мы побеседовали с председателем ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Александром Зотиным.
– Здравствуйте, Александр Владимирович. Расскажите, почему программа капремонта вызывает столько негатива и споров?
– Это вопрос социальной справедливости и целесообразности. Социальная справедливость, а точнее несправедливость, заключается в том, что государство накопило очень большие долги по капремонту жилья. Эти долги официально зафиксированы в 16-й статье закона о приватизации жилфонда РФ от 1991 года. Там четко прописано, что предыдущий собственник, то есть государство, обязан провести ремонт передаваемого имущества. Получается, что все дома, которые нуждались в ремонте на момент приватизации в 1992–1994 годах, должны быть отремонтированы за счет бюджета. В 2000-х годах действовала программа софинансирования 5/95, когда государство оплачивало 95% стоимости ремонтных работ, а оставшиеся 5% вносили собственники. По ней отремонтировали ограниченное количество домов, причем к процедуре отбора этих домов есть масса вопросов. Так что своих обязательств государство не выполнило.
– Сейчас эти долги перекладывают на плечи собственников жилья?
– Сейчас, смешав изящным взмахом руки все фигуры на доске, государство говорит: «Давайте начнем с нуля. Вы мне будете платить, а я вам сделаю ремонт». Мы вопрошаем: «А как же ваши долги?» На что нам отвечают: «Все долги мы прощаем». Но, даже если государство отказывается от своих обязательств, собственникам гораздо проще и удобнее самим определить объем и сроки своего капремонта. Например, у меня две квартиры в Перми. По решению собрания собственников в одном доме мы начали собирать деньги на ремонт с 2009 года, когда никакого закона еще не было. Во втором доме собираем деньги с 2013 года, когда закон только принимали. На сегодняшний день мы отремонтировали многое. Например, в одном из домов сейчас идет капитальный ремонт кровли. Зачем я все это рассказываю? Чтобы стало понятно, что для проведения ремонта никакого дополнительного закона, кроме базового жилищного кодекса, вообще не нужно.
– И все-таки, возвращаясь к первому вопросу, почему закон вызывает столько негатива?
– Потому что закон очень хитрый. Он говорит, если вы напряжете все свои усилия, соберете 2/3 голосов, то можете вернуться к своему прежнему состоянию и продолжить копить деньги на специальном счете. А если вы не справитесь с этой задачей, не наберете 2/3 голосов, не организуете спецсчет, тогда вы будете платить эти деньги чиновникам в госфонде, а они за 30 лет проведут вам капремонт или не проведут. Как получится, потому что со стороны фонда, который я называю «общим котлом», нет никаких гарантий. Более того, в развитие закона каждый регион принимает собственную программу капремонта. В Пермском крае она особенная. Из нее вообще нельзя понять, какой вид работ, по какому дому и когда будет проводиться.
– То есть обследования домов для выяснения объемов работ не проводилось?
– Никаких обследований никто не проводил, что еще раз говорит о подозрительности всего предприятия. Наши ТСЖ проводили обследование самостоятельно, но его результаты никого не заинтересовали. И вообще эти обследования должны были проводиться не сейчас, а гораздо раньше, еще до принятия региональной программы капремонта. Потому что сроки и объемы необходимых работ можно рассчитать только по результатам такого обследования. Но, дабы себя не утруждать рутиной, чиновники написали в программе все виды работ на все периоды, а дальше разбирайтесь, как хотите. Кстати, подобная схема – это ноу-хау администрации Пермского края. В соседних регионах программы капремонта составлены адекватно, мы специально интересовались этим вопросом.
– Почему бы жильцам самим не решить, что и когда ремонтировать, или так нельзя?
– В «общем котле» – нет. По закону планировать ремонтные работы может только региональный оператор, то есть фонд капремонта. Причем предъявить претензии фонду за невыполнение обязательств вы сможете не раньше 2045 года, потому что пермская программа так составлена. Из нее непонятно, что и когда должен сделать оператор. Самостоятельно планировать ремонт дома собственники могут только при наличии у них специального счета.
– Что делать собственникам жилья, какой у них выход?
– Ответ очевиден – создавать специальный счет для своего дома и копить деньги на нем. Но сделать это сейчас стало гораздо сложнее, чем было до принятия закона. Во-первых, собрать 2/3 голосов на общем собрании собственников – задача не из легких. Особенно когда в помещениях дома расположился муниципальный орган или крупная коммерческая организация. Во-вторых, даже те, у кого получилось открыть специальный счет, начинают испытывать трудности. Они должны постоянно отчитываться перед различными ведомствами о состоянии своего счета. Они не могут снять накопленные средства и пустить их на ремонт без разрешения общедомового собрания. В-третьих, средства на специальном счете не индексируются. Законодательство разрешает использовать их только на нужды капремонта. Инвестировать их запрещено. Используя этот пункт, банки отказываются открывать депозиты для спецсчетов и пользуются этими деньгами бесплатно. За 10 лет инфляция превратит накопления жильцов в прах.
– А что с новостройками, им тоже надо платить?
– Недавно в закон внесли поправки, которые освобождают жильцов новостроек от уплаты взносов на капремонт. Но только тех домов, которые сданы после принятия программы в 2015 году, а те которые сданы раньше, в 2013–2014 годах, обязаны платить. Сложилась парадоксальная ситуация, когда жильцы абсолютно новых домов платят в фонд, от которого вряд ли что-то получат, либо платят сами себе, но использовать накопленные средства не могут. Им остается только наблюдать, как деньги на спецсчетах сжирает инфляция.
– При этом деньги со спецсчета могут уйти в «общий котел», верно?
– Да, это еще одна циничная новелла законодательства. Раньше закон позволял открыть специальный счет и на этом успокоиться. Обязанности пополнять его не было: хотите – собираете деньги, не хотите – не собираете, ваше право. Но Госдуме это не понравилось и там решили: если собираемость платежей на спецсчете меньше 50%, то жилинспекция выносит предупреждение владельцу счета – конкретному дому. Если в течение пяти месяцев нужная сумма на счете не появляется, то он закрывается, а все накопленные средства переходят в «общий котел». Цинизм в том, что собираемость платежей в фонде капремонта – 10%. Получается, если у вас на спецсчете собираемость 48%, то вы работаете плохо, значит, деньги у вас надо забрать и отдать тем, кто собирает 10%. Очень логично. Эта логика послужила причиной для нашего судебного иска по отмене региональной программы капремонта.
– В завершение нашей беседы скажите, как можно поддержать вашу инициативу по отмене региональной программы?
– Самый простой вариант – прийти 23 марта в 10 часов с паспортом в Краевой суд, где состоится первое слушание нашего дела. В этом случае вы не будете обладать правом выступать в суде, но сможете послушать. Второй вариант – присоединиться к нашему иску в качестве стороны по делу, тогда вы получите право голоса. Для этого надо написать исковое заявление. На сайте ассоциации мы разместили полный вариант иска с формами документов. Остается только вписать туда свои данные, распечатать и принести в канцелярию Краевого суда. Стоит обратить внимание, что в этом случае явка в суд обязательна. Иначе ваше исковое заявление рассматривать не будут.
Об уникальности пермской программы капремонта, возможностях ее отмены и санкциях, которые могут применить к неплательщикам, смотрите в нашем видеосюжете.