Жалобы новоселов, столкнувшихся со строительным браком и нежеланием застройщиков выполнять гарантийные обязательства, собирают в Пермском крае. Выявленные проблемы помогут улучшить законодательство, считают общественники, и сделать покупку новых квартир еще более безопасной. Dom.59.ru выяснил, какие проблемы могут возникнуть в новостройках.
Зачастую проблемы новостроек люди выявляют уже после заселения в квартиру. Согласно ФЗ-214, застройщик должен нести гарантию на инженерное и технологическое оборудование, установленное в новостройке, как минимум три года. А на само здание – минимум пять лет.
С какими проблемами пермяки обычно сталкиваются, корреспонденту Dom.59.ru рассказала руководитель Центра новостроек АН «Перспектива» Татьяна Кузнецова.
«Так как рынок новостроек Перми с каждым годом растет, увеличивается количество сданных домов, конечно, бывают случаи, когда новоселы оказываются недовольны своей новой квартирой и подают в суд на некачественную работу застройщика. Среди проблем, возникающих после сдачи дома, можно назвать: дефекты инженерных систем, протечку кровли, проблемы с открыванием и закрыванием окон, появление трещин в стенах, полу и потолках после оседания дома. Многие дефекты могут быть видны не сразу, а, например, выявиться с наступлением холодов или через несколько лет после заселения. Достаточно актуальной является проблема промерзания окон и стен, так называемого "цветения" углов. Еще один возможный скрытый дефект – плохая шумоизоляция, возникающая по причине экономии застройщика и нарушении технологий гидроизоляции и шумоизоляции. В случае обнаружения дефектов в пределах гарантийного срока и юридически верной фиксации факта наличия этих дефектов покупатель вправе потребовать устранения недостатков или возмещения причиненных ему убытков. Практика показывает, что добровольно застройщики возмещают убытки довольно редко и делают это в основном по решению суда. При этом надежные и порядочные застройщики всегда готовы исправить свои ошибки в случае доказательства их вины в судебном порядке. Конечно, чем раньше будут обнаружены недостатки, тем проще будет доказать, на чьей стороне находится закон, и устранить неисправности. Поэтому нужно очень тщательно подходить к процедуре приема квартиры и подписанию акта приема-передачи, обращая внимание на каждую деталь», – отмечает Татьяна Кузнецова.
Тем не менее не всегда причина проблемы связана с застройщиком. «Следует иметь в виду, что застройщик не всегда несет ответственность за обнаруженные недостатки, которые могли возникнуть, например, вследствие нарушения требований эксплуатации или ненадлежащего ремонта, – говорит Татьяна Кузнецова. – То есть далеко не всегда дефекты возникают именно по вине застройщика – виноват может быть, например, ваш сосед, незаконно сделавший перепланировку».
Иногда прикрытием для застройщиков является управляющая компания, которая обслуживает дом, считают в региональном центре общественного контроля в сфере ЖКХ Пермского края «ЖКХ Контроль». «По закону выявленный брак должен устраняться в гарантийный период, но не всегда это право просто реализовать. Управляющие компании, поставленные теми же застройщиками, не торопятся предъявлять претензии к своим "материнским" организациям», – отмечают они.
Для пермяков, которые столкнулись с недостатками в новостройках, введенных в эксплуатацию с 2011 по 2016 годы, общественники регионального «ЖКХ Контроль» организовали горячую линию. Сообщить о проблемах можно по телефону (342) 244-44- 99 (или заполнив анкету и направив ее по указанной по той же ссылке электронной почте).
Стоит обратить внимание на то, что горячая линия работает всего три дня – с 9:00 23 марта до 18:00 25 марта 2016 года. Сообщившим о проблеме в «ЖКХ Контроль» обещают консультацию юриста о том, как добиться устранения неполадки. Кроме того, обращения пермяков будут рассмотрены на заседании Общественного Совета Министерства строительства и ЖКХ РФ. А на основании анализа ситуации планируют ввести поправки в законодательство.