Пока соцсети бурно обсуждали «пакет Яровой», президент РФ Владимир Путин подписал закон «Об основах системы профилактики правонарушений». Согласно документу, люди, не совершившие ничего незаконного, могут быть поставлены на учет в полицию. Чем это обернется для жителей Перми – рассказали эксперты 59.ru.
Новый закон вводит понятие «антиобщественное поведение» – действия физического лица, которые нарушают общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц. За людьми, уличенными в «антиобщественном поведении» или склонными к нему, будет введен «профилактический учет» и «профилактический надзор». Это позволит органам МВД, ФСБ и СУ СКР собирать и обрабатывать данные о поставленном на учет лице, а также наблюдать за его поведением. При этом не только силовики, но и специальные патрули из добровольцев смогут решать, соответствует ли человек «общепринятым нормам морали и поведения». Закон был одобрен 15 июня в Совете Федерации и 23 июня подписан президентом РФ. Сам документ вступит в силу с 21 сентября.
Адвокат Александр Мамошин считает, что документ возрождает советскую практику профилактики правонарушений, и видит в этом в основном положительные моменты. «В период существования СССР действовала хорошо отлаженная система профилактики правонарушений: комиссии по делам несовершеннолетних, профилактические беседы с участковыми, комиссии на предприятиях и учебных заведениях, – говорит эксперт. – С распадом страны все это было пущено на самотек. Результаты пожинаем сейчас: малолетние алкоголики и наркоманы, школьники, избивающие сверстников и выкладывающие видео в соцсетях, представители «золотой молодежи», устраивающие дикие гонки на улицах городов, танцы в церквях, кладбищах и воинских захоронениях, незаконные мигранты, попирающие законы РФ. Издание нового закона позволяет государству оказывать меры профилактического воздействия к таким лицам. Также подпадают под надзор лица, отбывающие уголовное наказание, лица без определенного места жительства, лица, злоупотребляющие алкоголем, домашние дебоширы и беспризорники. Новый закон не несет никаких репрессивных мер для законопослушных граждан».
Правозащитник Игорь Аверкиев настроен менее оптимистично и считает, что от принятия этого закона могут пострадать и вполне законопослушные люди. «В советское время не только бродяг и алкоголиков могли отвести в отделение милиции, но и вообще всех. Любого человека, – напомнил эксперт. – Понятие «антиобщественное поведение» очень субъективно и нечетко прописано в законе. Оно будет регламентироваться, вероятно, из собственного опыта сотрудников надзорных органов. По поводу наказаний также пока не понятно. Вероятно, внесут изменения в Административный кодекс РФ и за подобные нарушения будут выписывать штрафы. Штрафы будут варьироваться от небольших до огромных. При этом есть такая возможность, что для определения понятия «морали» могут обратиться к церкви как к эксперту. Тогда это вообще все...»
Опасается возврата к репрессивной политике СССР и преподаватель этики ПГГПУ Лилия Зиновьева. «Мораль и закон – различные вещи, – напоминает собеседница. – Нормы морали – неписанный правила, а законы – общеобязательное, закрепленное право. Если моральные нормы закрепляются в законе, то они теряют свой моральный статус и приобретают статус правовой. Моральные нормы имеют размытые границы, Они не являются формализованными, в отличие от правовых норм. Для правильного функционирования и понимания этого закона нужно дать четкое определение понятию «антиобщественное поведение», прописать, что именно под ним подразумевается. Иначе возможна и такая ситуация, как в СССР, когда закон порой трактовали произвольно».