С середины 2015 года аренда торговых площадок подешевела в Перми на 13,5%, а офисные стало доступнее снимать на 7%. При этом количество строящихся торговых и офисных центров сократилось. О ситуации на рынке пермской коммерческой недвижимости читайте в обзоре Dom.59.ru.
Меньше нового, но доступнее
Новых офисных и торговых центров в Перми девелоперы собираются возводить все меньше. Как сообщает аналитический центр «КД-Консалтинг», в первом квартале 2016 года было выдано 19 разрешений на строительство такой недвижимости (общей площадью около 53,4 тыс. кв. м), а во втором – всего три разрешения (общая площадь застройки около 4,3 тыс. кв. м). Самым крупным новым объектом из заявленных является проектируемое здание для оптовой торговли по ул. Деревообделочной, 4Б (площадь 1432 кв. м).
Сдают коммерческую недвижимость тоже не активно. По предварительным данным Департамента градостроительства и архитектуры Перми, за пять первых месяцев года введено в эксплуатацию всего 18,3 тыс. кв. м торгово-офисных площадей. Это лишь 17% от объемов 2015 года. Самый крупный ТЦ в течении апреля-мая 2016 года появился на ул. Восстания, 35 (2,8 тыс. кв. м). При этом в июне в строительстве находилось порядка 220–230 тыс. кв. м административных, торговых и торгово-развлекательных зданий.
«Также наблюдается тренд: снижение числа строящихся торговых и офисных центров, и переход от крупной застройки к малоформатным, либо ко встроенно-пристроенным объектам коммерческой недвижимости, – отмечает в исследовании аналитик АЦ «КД-консалтинг» Анна Пинягина. – Сегодняшняя активность уже действующих объектов на рынке коммерческой недвижимости связана в большей степени с пересмотром концепций – проработка более практичного и современного дизайна, уменьшением площадей и пересмотром арендаторов, что позволяет поддерживать доходность объектов».
Если говорить о ценах, то за второй квартал стоимость квадрата коммерческой недвижимости изменилась незначительно: в диапазоне от -0,5% до 1,3% в зависимости от сегмента на первичном и вторичном рынках. За год цены менялись существенней: от -4,4% до 6,9%.
Арендные ставки за второй квартал года также изменились не сильно. Зато в сравнении с июнем 2015 года динамика ставок отрицательная: офисная недвижимость– -7,0%, торговая – -13,5%. Такое снижение эксперты связывают с нестабильной экономической ситуацией, увеличением вакантных площадей, сокращением затрат предпринимателей на аренду.
«Ждать каких-либо кардинальных изменений на рынке коммерческой недвижимости в текущем году не стоит. Сегодняшняя экономическая ситуация вынуждает всех игроков рынка недвижимости подстраиваться под новые рыночные условия и находить новые решения по устранению возникающих проблем. В течение ближайших лет поведение игроков на рынке коммерческой недвижимости будет заключаться во взаимном гибком подходе, то есть способности именно договариваться между собой и достигать компромисса, приемлемого как для продавца и покупателя, так и для арендодателя и арендатора. При этом те, кто занимается продвижением своих объектов, разрабатывает эффективный маркетинг, и находится в контакте со своими покупателями, обретают больше конкурентных преимуществ, нежели те, кто не меняет концепт своих проектов», – поясняют в АЦ «КД-консалтинг».
В сравнении с рынками России
В исследовании компании Knight Frank отмечается, что в целом в регионах страны введут в 2016 году порядка 1,8 млн кв. м качественной торговой недвижимости. При этом по показателю обеспеченности такой недвижимостью рынки большинства российских городов уступают европейским: так, уровень обеспеченности торговой инфраструктурой парижан в три раза выше, чем жителей Москвы, и в восемь раз выше, чем жителей Перми
«В отличие от Москвы и Петербурга менее населенные города России по-прежнему значительно разнятся и по обеспеченности торговыми центрами, и по уровню доходов населения, и по настроениям торговых операторов. Можно утверждать, что в ближайшие пять лет на карте России появятся адреса, привлекательные для девелоперов и ритейлеров. Что касается прогнозируемого рекорда по вводу в эксплуатацию торговых площадей в текущем году, то его можно объяснить совпадением нескольких факторов. Во-первых, в текущих условиях более легкий ввод в эксплуатацию ожидает объекты с рублевыми проектными кредитами, а с учетом того, что значительное количество региональных торговых центров прокредитовано в рублях, именно локальные рынки будут формировать основной объем нового строительства. Во-вторых, необходимо учитывать особенности менталитета местных девелоперов: затевая в предыдущие годы амбициозные проекты, они часто не укладывались в заявленные сроки», – комментирует ситуацию в России директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia&CIS Александр Обуховский.
Аналитики компании JLL также отметили, что обеспеченность крупных российских городов торговыми центрами ниже, чем за границей.
«Несмотря на значительный объем строительства, обеспеченность России торговыми центрами остается достаточно низкой – всего 140 кв. м на тысячу жителей, что сравнимо с показателем развивающегося рынка Турции, – рассказывает аналитик рынков инвестиций и торговых площадей компании JLL Екатерина Андреева. – При этом в большинстве других европейских стран обеспеченность населения торговыми комплексами значительно выше; лидеры по этому показателю – Люксембург (618 кв. м на тысячу жителей) и Нидерланды (517 кв. м на тысячу жителей), что объясняется сравнительно небольшим числом жителей. В Великобритании показатель находится на уровне 293 кв. м, во Франции – 251 кв. м, в Германии – 186 кв. м».
«Сегодня, несмотря на увеличение обеспеченности регионов торговыми центрами, многие города сохраняют потенциал для строительства новых объектов в локациях с высокой концентрацией жителей, не охваченных существующим предложением ритейла. В то же время реализация таких проектов возможна только после стабилизации экономической ситуации и постепенного восстановления рынка; в текущей ситуации такой девелопмент не является финансово обоснованным в силу ограниченных возможностей привлечения финансирования и его высокой стоимости, низких арендных ставок и неготовности многих ритейлеров рассматривать региональные площадки», – отмечает директор по России и СНГ, руководитель направления консалтинга торговой недвижимости компании JLL Антон Коротаев.
Отметим, что по насыщенности торговыми центрами Пермь традиционно находится в числе аутсайдеров среди крупных российских городов.