Пермский речной флот был вторым по величине в стране, после волжского. По Каме ходили грузовые теплоходы, буксирные катера тянули баржи, а «Метеоры» и «Ракеты» перевозили пассажиров. Сегодня все это ржавеет на ремонтной базе речфлота в Заозерье. Официально суда стоят на консервации, но хватает беглого взгляда, чтобы понять – их здесь похоронили. Фоторепортаж с пермского «кладбища кораблей» – в материале 59.ru.
С первого захода найти подъезд к рембазе не удается, поэтому экскурсия начинается с удаленного осмотра, который позволяет оценить масштабы кладбища. Здесь около 30 кораблей в разных стадиях «умирания». Одни останутся в гавани навечно, другие стоят на приколе в ожидании следующего навигационного сезона.
Пересекаем залив и подходим к кораблям вплотную. Территория ремонтной базы закрыта, но забор во многих местах повалился. Создается впечатление, что за периметром никто не следит. Позже мы узнаем, что это не так, а пока смело подходим к ржавой барже. Интересно, что на ней перевозили раньше?
По хлипкому мостику переходим на ближайший катер, и тут нашему взору открывается вид, достойный фильмов о конце света.
Заходим в рубку и сразу погружаемся в атмосферу флотских будней. Фото обнаженных девиц на стенах соседствуют с памяткой звуковых сигналов и схемой разворота. Повсюду валяется какой-то хлам. На фоне этого бардака навигационные приборы выглядят рабочими – все переключатели на месте, не хватает только штурвала.
Два следующих судна не представляют большого интереса: каюты заварены, трюмы затоплены, на палубах валяется мусор и ненужные якоря.
Перебираемся на катер с названием «Тайфун». В рубке обнаруживаем навигационные карты, средства связи и высушенную голову «речного чудовища».
Кстати, с «Тайфуна» открываются хорошие виды на соседние суда. Среди них особо выделяется теплоход «Ф.Н. Лукоянов» и катер «Мирный». Первый еще в строю, второй, судя по сохранившейся краске, недавно из него вышел.
Далее переходим на какую-то сгнившую «посудину», названия которой не разобрать. Она ржавая не только снаружи, но и внутри. В рубке висят чьи-то штаны, на сохранившихся стеклах тренировались в стрельбе.
Наконец, мы добрались до катера «Мирный». Состояние его нельзя назвать идеальным, но в сравнении с другими «экспонатами» он выглядит достойно. Стекла целые, ржавчины почти не видно, даже штурвал на месте. Не исключено, что он еще может бороздить речные просторы, к сожалению, проверить это мы не можем.
Погода портится, и приходится бежать в машину, не забывая жать на кнопку фотоаппарата.
Во время первого визита нам не удалось достичь главной цели – увидеть вблизи пассажирские теплоходы «Ракеты» и «Метеоры».
Через несколько дней мы возвращаемся на «кладбище» и заходим с другой стороны. Когда мы достигаем заветной цели, происходит неприятность – на нас кидается цепной пес. Благо цепь крепкая, но лай привлекает охрану. Через несколько минут к нам подходит пожилая женщина и говорит, что находиться на территории базы запрещено. Наши уговоры и просьбы на нее действуют, и под угрозой: «Уходите или спущу собаку!», – приходится ретироваться.
Напоследок задаем строгой охраннице вопрос: «Эти суда просто так тут стоят или ждут утилизации?». Ответ нас шокирует: «При чем здесь утилизация? Они стоят тут и ждут, когда их снова начнут использовать». Но что-то подсказывает, что своего часа они не дождутся.