Город Ирина Батурина, главный технолог ООО «Новогор Прикамье»: «Нашу воду можно пить»

Ирина Батурина, главный технолог ООО «Новогор Прикамье»: «Нашу воду можно пить»

Гепатит А продолжает распространяться среди пермяков. Общее количество заболевших перевалило за 450 человек и продолжает расти. Одна из основных причин заражения – питье «сырой» воды из открытых источников. А какая вода поступает в краны горожан и можно ли ее пить? Эти вопросы корреспондент 59.ru задал главному технологу по очистке воды компании «Новогор Прикамье» Ирине Батуриной.

Начнем с главного. Как происходит очистка воды?

– На Чусовском и Большекамском водозаборах применяется традиционная двухступенчатая система очистки. Из источника вода попадает в смеситель, куда вводятся реагенты: сначала хлор, спустя две минуты подается коагулянт и флокулянт. После этого вода поступает на первую ступень очистки, где идет ее осветление и отстаивание. Здесь вода находится 2-2,5 часа. За это время коллоидные вещества, растворенные в воде, связываются с реагентами, образуют хлопья и оседают на дне отстойников.

Что происходит дальше?

– Далее вода отводится на вторую ступень очистки – скорые песчаные фильтры. Это устаревшее название, потому что наряду с кварцевым песком применяются новые вещества. Например, на Чусовских сооружениях мы используем так называемый ОДН – опоки дробленные модифицированные. На этом этапе вода проходит через слой фильтрующего агента, который задерживает остатки твердых частиц. После этого в нее повторно вводится хлор, она поступает в чистые резервуары и далее – в распределительную сеть города.

Как вы защищаете воду от повторного загрязнения, когда она идет по трубам?

– На Чусовских сооружениях внедрена технология хлораммонизации, когда на втором этапе очистки в воду дополнительно вводят сульфат аммония. Он связывает хлор, образуя хлорамины. Они надолго сохраняют антибактериальную активность и препятствуют вторичному загрязнению воды в распределительной сети. Для сравнения, активный хлор сохраняется в воде не более часа, связанный – более десяти часов. В 2018 году мы планируем внедрить хлораммонизацию на Большекамском и Новолядовском водозаборах.

Несколько лет назад для обеззараживания воды в Перми вместо хлора начали применять озон. Почему вы не используете его сегодня?

– В начале двухтысячных годов на Чусовском водозаборе для первичной очистки воды построили станцию озонирования. Сейчас станция не эксплуатируется, потому что ее возраст более десяти лет. Экспертиза показала, что значительную часть оборудования надо менять, так как оно не соответствует требованиям промышленной безопасности и не входит в реестр приборов, разрешенных к применению в России. Но, во-первых, станция находится в полной муниципальной собственности и не может быть продана или передана в аренду, так как получена по гранту. Компания «Новогор» не может инвестировать свои средства в этот объект. Во-вторых, работа озонаторной очень энергозатратна, установленный тариф на водоснабжение не покроет эти расходы.

При запуске станции специалисты утверждали, что озонированная вода лучше хлорированной. В частности, говорили, что ее можно пить. Хлорированную воду тоже можно пить?

– На выходе с очистных сооружений воду можно пить всегда, независимо от технологии очистки. Воду из домашнего крана обязательно надо кипятить, потому что, проходя водопроводным трубам, она неизбежно подвергается вторичному загрязнению. Что касается озонирования, во всем мире его используют только на первом этапе очистки. Перед подачей в распределительную сеть воду все равно хлорируют, потому что озон очень неустойчив и сохраняется в воде не более десяти минут. При этом в Перми очень большая протяженность сетей. Например, от Чусовского водозабора до микрорайона Крохалева вода идет по трубам примерно сутки и преодолевает более 30 км. Без хлорирования сложно доставить до потребителя воду надлежащего качества, которая соответствует санитарным нормам.

Но при хлорировании в воде образуются хлорорганические соединения, которые представляют опасность для здоровья, а в озонированной воде такого нет.

– Действительно, при добавлении хлора в воду из источника возможно образование канцерогенных хлорорганических соединений. Поэтому перед кипячением водопроводную воду надо отстаивать в открытой посуде в течение одного-двух часов, чтобы вредные вещества испарились. Озон при взаимодействии с органикой может образовывать не менее вредные альдегиды и кетоны. Из-за этого нельзя однозначно сказать, что озонированная вода полезнее хлорированной.

Дилетантский вопрос. Иногда из крана идет белая вода. Бытует мнение, что этот оттенок ей придают остатки хлора. Это действительно так?

– Конечно, нет. Белый цвет – это мелкие пузырьки воздуха, которым вода насыщается при прохождении по трубам и через бытовые смесители. Хлор не придает воде никакого цвета, напротив, он ее осветляет, делает прозрачнее. Речная вода всегда имеет желтоватый или коричневый оттенок из-за растворенных в ней солей и кислот. Хлор снимает до пяти градусов этой цветности.

И в завершение беседы скажите, как отразилось на вашей работе распространение гепатита А в Перми. Роспотребнадзор предписывал вам усилить меры контроля за качеством воды?

– Да, контроль со стороны Роспотребнадзора усилился. Они стали чаще брать пробы и проводить замеры, особенно в конечных точках распределительной сети и перед сбросом стоков в водоемы. Кроме того, с 17 ноября по предписанию Роспотребнадзора на очистных сооружениях компании введен режим гиперхлорирования. То есть до особого распоряжения Роспотребнадзора действует режим обеззараживания, при котором поддержание остаточного хлора в питьевой воде перед подачей в сеть находится на уровне 1,5 мг/л на Чусовских очистных сооружениях. На Большекамском водозаборе и фильтровальной станции поселка Новые Ляды – 1,3 мг/л.

Надо отметить что у нас всегда строгий контроль качества. Есть центральная лаборатория с госаккредитацией, ее филиалы работают на всех очистных сооружениях. Пробы берутся каждый час. Мы контролируем состав воды, начиная от источника и заканчивая сточными водами, то есть замеряем химические, физические и микробиологические показатели речной воды. Затем берем пробы на первом и втором этапах очистки. Далее, на выходе из очистных сооружений, перед подачей потребителям, в контрольных точках распределительной сети и, наконец, пробы сточных вод перед сбросом в водоем.

Фото: Фото Евгения Артамонова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем