До наступления католического Рождества остается чуть больше недели. В Перми к его встрече готовятся не только католики, но и лютеране. В преддверии праздника 59.ru встретился с представителями обеих конфессий и расспросил, чем отличаются западные рождественские традиции от российских.
Лютеране о Рождестве: у нас все очень просто
Период, предшествующий Рождеству, в лютеранской и католической церкви называют адвентом. Начинается он за четыре недели до праздника и знаменует начало нового литургического года в западной христианской традиции.
– На алтаре стоит шесть свечей, две основные – белые и четыре красные адвентские свечи. Это название происходит от латинского слова adventus – «пришествие», – объясняет пастор евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии в Перми Давид Рерих. – Рождеству предшествуют четыре адвента или четыре предрождественских воскресенья. В каждое из них зажигается по одной адвенсткой свече. Сейчас горят три свечи, четвертую зажжем в последнее воскресенье перед Рождеством, 18 декабря. Так отмечаются время радостного ожидания пришествия Христа, а также постные недели перед праздником.
Лютеранский пост не такой строгий, как православный или католический. У лютеран нет запретов на какую либо пищу, даже мясную. На время поста рекомендуются лишь умеренность в еде и благочестивая жизнь. Верующие стремятся никого не обижать и не обижаться, не ссориться, проявлять смирение, размышлять о сущности Христа, его пришествии и жертве. Алтарную часть кирхи (лютеранский храм) в постные недели убирают фиолетовыми панно – цвет покаяния.
В канун Рождества, 24 декабря, отмечается Сочельник. Храм украшают красными свечами, а вечером происходит основной праздничный обряд совместного причастия.
– Литургия святого причастия начинается после обычного богослужения. На алтарный стол кладут хлебные облатки и ставят чашу с вином, которые символизируют тело и кровь Христовы. Литург или пастор освящает их. После этого к алтарю подходят члены общины и встают полукругом. Пастор вкладывают в руку каждого облатку со словами: «Тело Христа, за тебя ломимое», – ее можно сразу съесть. Затем всех обносят чашей с вином. Из нее можно сделать глоток, либо обмакнуть туда облатку и съесть. Утром 25 декабря проходит торжественное рождественское богослужение и повторное причастие, – подытоживает пастор Давид.
На вопрос, чем лютеранское рождество отличается от католического, собеседник отвечает, что внешней разницы практически нет, за исключением скромности и простоты обрядов лютеранской церкви.
Католики о Рождестве: у всех свои традиции
В римской-католической церкви Рождество Христово тоже отмечается 25 декабря. При этом в каждой стране сложились местные праздничные традиции.
– Немецкие католики пекут яблочный пирог, английские запекают гуся, нигерийские танцуют. Поэтому, когда меня спрашивают, как католики отмечают Рождество, я всегда уточняю – какие католики, – говорит настоятель прихода непорочного зачатия пресвятой Девы Марии римско-католической церкви отец Дмитрий. – В Перми преобладают польские традиции, потому что первыми католиками здесь были поляки.
Внешние атрибуты праздника – это украшенная елка и рождественский или адвенсткий венок. Последний носит глубокий символический смысл.
– Замкнутая круглая форма венка – это символ надежды на возрождение. Зеленый цвет – цвет вечной жизни, поэтому используют еловые ветки, которые всегда зеленые. В венок вставляются четыре адвентские свечи. Их зажигают по одной в течение четырех недель перед Рождеством. Это символизирует постепенный приход Христа, который несет свет в наш мир. Кроме того, четыре свечи – это четыре стороны света, символ единства Бога.
Нельзя обойти вниманием и рождественские вертепы – небольшие скульптурные композиции с изображением библейской сцены пришествия Бога-сына в наш мир. В центре обычно расположены фигурки Девы Марии с младенцем Христом, вокруг которых стоят волхвы и животные.
– Вертеп – это чисто католическое изобретение. Ввел его Святой Франциск, итальянский монах XII века, чтобы привлечь в церковь как можно больше народа, в первую очередь детей. В последствии вертепная традиция стала настолько популярной, что проникла даже в православие. Глядя на вертеп, человек созерцает тайну рождения Христа. Он как будто переносится в древний Вифлеем и переживает этот радостный момент вместе со всеми христианами, – продолжает отец Дмитрий.
Среди пермских католиков закрепилась польская традиция совместного преломления хлеба. Происходит оно в кругу семьи и друзей, которые вместе праздную Рождество. Для этого выпекают специальные прямоугольные облатки с изображением библейских сюжетов. В Сочельник на вечерней мессе облатки освящаются. Верующие приносят их домой, разламывают на части и раздают близким. Затем каждый отщипывает от куска соседа небольшой ломтик, съедает его и дает отщипнуть от своего. Все это сопровождается рождественскими пожеланиями здоровья, счастья и удачи.
– В этом обряде хлеб символизирует единство, а разделение трапезы – прощение и примирение. Так верующие показывают, что принимают друг друга и всегда готовы помочь ближнему, – подытоживает собеседник.
В завершение разговора мы поинтересовались, почему большинство католиков и протестантов отмечают Рождество 25 декабря, а православные 7 января? Оказалось, все дело в разнице календарей. В 1582 году католические страны перешли на григорианский календарь, а Россия продолжала пользоваться юлианском календарем. Переход на «новый стиль» у нас произошел только в 1918 году. Однако Русская православная церковь не приняла нововведений и продолжила жить по «старому стилю». Разница между двумя системами летосчисления каждые сто лет увеличивается на один день. Сейчас она составляет примерно 13 суток, отсюда и разные даты праздников.