Мастеров Пермского края, занимающихся возрождением и сохранением народных ремесел, приглашают на «Большую Рыбу» – фестиваль-круиз, который пройдет в мае. В этом году художники отправятся по Волге. Участники фестиваля побывают на «Кликушевом воскресенье», станут свидетелями «Крещения кукушки», узнают, что такое настоящая «Свистопляска».
Межрегиональный фестиваль «Большая Рыба», зародившийся в Перми, который поддерживает народные ремесла, выходит на международный уровень. Проект вошел в программу «Узнай Россию», которая знакомит детей из зарубежья с культурой страны. В 2017 году ремесленники из разных городов России, в том числе и из Перми, побывают в Угличе, Ярославле, Городце, Плесе, Костроме.
– В Перми есть уникальные мастера, которые сохраняют и поддерживают народные промыслы. В Коми-Пермяцкой округе живет и работает гончар Иван Канюков. Мастера из Соликамска возрождают традиции плетения изделий из древесных корней. Этот промысел был распространен в Прикамье, сейчас же почти утерян. Для мастеров будет работать «Академия мастерства», где лучшие специалисты России будут рассказывать, как надо презентовать себя и свои изделия на различных публичных мероприятиях, организовывать выставочное пространство, познакомят с техническими ноу-хау для ручного труда, – рассказала 59.ru автор и организатор фестиваля Надежда Окорокова.
Путешествие начнется в начале лета. Участники фестиваля познакомятся с традиционной культурой и поприветствуют расцвет природы по обычаям предков. Например, реконструируют праздник «Свистопляска»: в прежние века в городе Вятка (сейчас – Киров) существовал народный праздник под таким названием, связанный с местным художественным промыслом – дымковской глиняной игрушкой-свистулькой. Еще один обряд, с которым познакомятся участники фестиваля – аграрно-магический девичий и женский, называемый «Крещение кукушки». Кукушка в данном случае не живая птица, а кукла в виде девушки или птицы, травяная или тряпичная, которую одевали в сарафан и повязывали платком. В некоторых районах «кукушку» отпевал ряженый «священник», а затем куклу закапывали в поле или лесу. Это один из обрядов весенне-летнего цикла.