Краевой минобр запускает несколько амбициозных проектов. Мы уже писали о том, что ведомство начнет борьбу с поборами в школах. В интервью 59.ru министр образования Раиса Кассина рассказала, почему в Прикамье не хватает мест в детсадах, как привлекают учителей на работу в сельскую местность и какие нововведения ждут школьников на ЕГЭ-2017.
– Раиса Алексеевна, вы говорили о том, что в этом году будете бороться с поборами в школах. В чем суть этого проекта?
– У нас есть три группы проектов и мероприятий – имиджевые, ключевые традиционные и прорывные. Мы составили план работы на 2017 год, «прорывных» достаточно много – около 30. Среди них – «Нет поборам». Хотим сделать эту программу одной из самых значимых в этом году. Будем бороться с поборами, потому что, если честно, все устали от скандалов. Приглашаю к сотрудничеству. План действий готов не полностью, но уже ясно, что для родителей появятся памятки, горячие линии, будут проведены краевые родительские собрания. Мы разъясним, что такое поборы и как с ними бороться. Проведем выезды в школы, проверим документы и обратимся в правоохранительные органы, если выявим нарушения. Честно говорю, никого жалеть не будем.
– Сбор денег на рабочие тетради можно назвать поборами?
– Мы даем деньги на образовательные программы. Если школа решила, что обучает по программе, которая подразумевает рабочие тетради, значит она должна покупать рабочие тетради сама, а не за счет родителей – образовательное учреждение должно нести ответственность за свой выбор.
– Какие еще значимые проекты запускает минобр?
– Мы запланировали несколько новых образовательных проектов – например, «Детский техномир». Министерство выберет 15 дошкольных учреждений, в которые закупит специальное оборудование. Обученные педагоги будут формировать у детей прединженерное мышление, развивать смекалку, навыки конструирования.
С программой министерства «Читаем вместе» постараемся возродить семейное чтение. Будем, например, февраль объявлять месяцем какой-то книги и читать отрывки по телевидению, на уроках в школах, обсуждать и учить родителей, как об этом произведении разговаривать с ребенком.
Проект «Школьная физика» позволит школьникам повысить качество знаний и умений и заработать высшие баллы на ЕГЭ по этому предмету. Мы предполагаем проведение практических занятий по физике на базе вузов, дополнительное повышение квалификации педагогов.
Кроме того, в 2017 году поможем тем школам, которые находятся в неблагоприятных социально-экономических условиях. На это Пермский край получил грант министерства образования России. В образовательных учреждениях с самыми низкими показателями обучим учителей, закупим новое оборудование, лучшие учителя будут работать со школьниками.
– На встрече с губернатором Пермского края вы рассказали, что минобр разрабатывает программы для решения проблемы оттока учительских кадров из сел и деревень. Что это за программы?
– Решить проблему дефицита кадров в том или ином селе каким-то одним проектом невозможно. Ведь даже если у учителя появится возможность построить дом в селе, то далеко не каждый решит туда переехать, так как для них важна среда общения. Очень многих в меньшей степени будет волновать зарплата или условия проживания. Важно, чтобы село было как город по доступности социальных объектов и комфортности. Поэтому одних программ министерства недостаточно. Нужно, чтобы развивалась инфраструктура, сельское хозяйство, культура.
С нашей стороны мы сделаем все, чтобы учителя захотели работать в деревнях. В новом году объединим небольшие программы в один глобальный проект – «Сельский учитель». Сюда входит программа «Мобильный учитель», которая дает возможности педагогу, оставаясь на ПМЖ в городе, ездить на работу в село, программа «Жилье для учителя» – те, кто хотят построить свой дом в деревне, в которой работают, получают 20% субсидий на жилье. Программа «Учительский дом» – педагогу в селе дают дом, в котором он и живет, и хозяйство содержит, и обучает небольшой класс. «Миллион для учителя» – право переехать в село и получить деньги на строительство или покупку жилья.
– А учителей какого профиля не хватает сегодня в школах края?
– За последние несколько лет у нас сильно снизилось количество вакансий, но пропорции по профилям практически не изменились. Сохраняется дефицит учителей английского языка, начальных школ и, конечно, математики, русского языка, физкультуры. Очень часто выпускники училищ и вузов находят высокооплачиваемую работу в других местах – в качестве репетитора, в частных образовательных и спортивных центрах.
– Будут ли повышены зарплаты учителей?
– Мы должны соответствовать тому уровню заработных плат, который заложен в экономике. Денег правительство Пермского края выделяет столько, сколько нужно для достижения этого показателя. Могу сказать, что, скорее всего, в 2017 заработная плата немного увеличится. Но точный прогноз сделаем в марте.
– В прошлом году произошло несколько случаев отравления детей в школах Пермского края. Министерство будет усиливать контроль за комбинатами питания?
– Думаю, что безвозвратно ушли те времена, когда столовая полностью находилась в руках школы, контролировалась директором и медперсоналом. Сейчас в Перми практически все на аутсорсинге. Сторонняя организация выигрывает конкурс и обеспечивает образовательное учреждение питанием. Но это не значит, что компанию нельзя контролировать. Другое дело – директора привыкли к тому, что за чужие фирмы они ответственность не несут.
Наша задача в 2017 году заключается в том, чтобы подготовить такие проекты договоров, которые заставят руководство школ активно участвовать в проверке качества питания. Как только эти договоры появятся, мы будем следить за тем, соблюдаются ли правила.
– В октябре прошлого года директор элитной чайковской гимназии попросил онкобольную ученицу уйти из школы. Мне кажется, здесь вскрылась этическая проблема во взаимоотношениях учителей, директоров школ с учениками. Как министерство отреагировало на этот случай?
– Соглашусь, что-то было не доработано. Хотя бы потому, что эта ситуация вообще произошла. Мне не приходило в голову, что нужно специально работать в этом направлении. Ведь произошедшее настолько дико, ничем не объяснимо... Мы уже говорили о том, что Марина Русинова после этого случая не имеет морального права работать в сфере образования. В этой ситуации меня порадовало то, что все поняли – не должны такие люди работать в школе.
Сейчас я, конечно, подумаю о том, что сделать. Ввести курсы этики или что-то еще. Но вряд ли административными мерами мы чего-то добьемся. Нужно менять тип сознания учителей.
– Не могу не вспомнить страшную трагедию в Ханты-Мансийске, когда в аварии на трассе погибли дети. После этого в разных регионах России начались проверки школьных автобусов. Какие меры предпринимаются в Пермском крае?
– Мы меняем автобусы, которым больше 10 лет, на новые, оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и тахографами. Делали это, слава богу, еще и до трагедии. В 2017-м заменим еще 64 автобуса 2008 и 2009 годов выпуска.
По распоряжению губернатора Виктора Басаргина в крае планируется создать единый центр контроля за движением школьных автобусов, оборудованный всеми необходимыми системами, позволяющими контролировать перевозку детей, оперативно реагировать в случае чрезвычайных ситуаций.
– Общественник Денис Галицкий сейчас судится с гордумой. Он считает, что в Перми занижены градостроительные нормативы обеспечения детскими садами и школами. У нас правда есть дефицит мест?
– Когда я узнала про это, дала указание своим службам, чтобы они занялись этим вопросом и выяснили, в чем проблема. Но мне сложно представить, что юридические службы пропустят другой вариант этих норм.
Дефицит у нас действительно есть. Практически решена проблема нехватки мест для детей старше трех лет. Но примерно в 20 территориях очень жесткая ситуация с местами для детей до трех лет. Поэтому мы планируем в ближайшие три года построить 24 новых детских сада.
Кроме того, в 2017 году мы заходим со строительством еще девяти школ.
– Одна из главных задач минобра любого региона – качественно провести единый государственный экзамен. Сейчас школьники усиленно готовятся. Каких «новинок» от ЕГЭ ждать в этом году в Пермском крае?
– В 2016-м мы практически без замечаний провели ЕГЭ. 100% аудиторий оборудовали видеокамерами. Но совершенствоваться нужно всегда. К 2017 году удалось провести несколько изменений. Например, если в прошлом году только в 13% пунктах проведения экзаменов контрольно-измерительные материалы печатались и сканировались для отправки в самом образовательным учреждении, то сейчас цифра вырастет до 80%. Это позволит сократить количество перевозок документов.
Кроме того, в Пермском крае в ЕГЭ может появиться китайский язык. И нововведение, единое для всех территорий, – не останется ни одного предмета с готовым выбором ответов.
– Вспомню конференцию Владимира Путина в декабре 2016 года. Журналист из Пермского края пожаловался, что в нашем регионе не поддерживают такой вид спорта, как шахматы. Как отреагировал минобр?
– Каждый муниципалитет волен сам выбирать приоритетные направления. Но раз появилась такая заинтересованность в шахматах, мы решили, что сделаем что-то для этого. Выберем школы и закупим оборудование. Посмотрим, что из этого выйдет.
ФОТО 7