Новый терминал международного аэропорта Пермь должны сдать в конце 2017 года. А 50 лет назад, 18 февраля 1967-го, в городе открыли аэровокзал Большое Савино. Сейчас через него в год проходит больше 1,2 млн пассажиров.
Аэровокзал сдали в эксплуатацию в 1967 году
За все это время аэровокзал ремонтировали несколько раз, но он ни разу не закрывался
В преддверии юбилейной даты портал 59.ru публикует воспоминания ветеранов пермского аэропорта, а также исторические фотографии действующего терминала, на которых запечатлены моменты его строительства и открытия.
– Приятно, что нас не забывают, сразу так тепло на душе от воспоминаний, – говорит член совета ветеранов Аркадий Супрунов.
В Пермь он переехал после армии в 70-х и до 2000-х работал «в небе» штурманом. Затем его назначили старшим штурманом аэропорта:
– Мы ведь были одной большой командой. Работать с пермскими летчиками – одно удовольствие. Таких профессионалов днем с огнем не сыщешь.
Аркадий Супрунов работал в Перми старшим штурманом аэропорта
Совет ветеранов состоит всего из двух человек – Аркадия Супрунова и его коллеги, Владимира Визе, который раньше работал бортмехаником. В небольшом кабинете на территории аэропорта почетные члены авиаотряда собираются по вторникам и четвергам. Они ведут большую работу по сбору и хранению книг, фотографий, газетных вырезок, связанных с историей Большого Савино. Все документы бережно раскладывают по папкам, от которых уже «пухнет» шкаф.
История пермского аэропорта началась в 1940-х годах, когда на базе авиаподразделения, которое перевели из Свердловска в Пермь, образовалось самостоятельное авиапредприятие. Поначалу оно обслуживало всего 200 пассажиров.
Аэропорт начал интенсивно развиваться только в 1960-х
Во время войны авиация в тылу работала по заказам с фронта. С 1960-го пермский гражданский аэропорт стал развиваться, а 16 февраля 1965-го там открылся новый аэродром Большое Савино, начались пассажирские рейсы на самолете Ил-18 по маршруту Свердловск – Пермь – Москва и обратно. В этот же год открылась рейсы в Ташкент и Ленинград.
18 февраля 1967-го стал для авиаторов Прикамья знаковым. Тогда, спустя полтора года строительства, в Большом Савино открыли первый в городе современный аэровокзал.
– Когда аэровокзала не было, всех обслуживали в здании, где сегодня располагается штаб. Там регистрировали пассажиров, продавали билеты, оформляли багаж. Но в то время, конечно, и пассажиропоток был небольшой, поэтому справлялись без труда. Что в те годы делали один-два человека, сегодня делают целые отряды, – рассказывает 59.ru Владимир Визе. – Пассажиры ожидали вылета в здании штаба, а затем к самолету их подвозили на электрокарах.
Владимир Визе показывает одну из книг, которая была издана к 70-летию авиации Прикамья. В ней собраны воспоминания ветеранов и исторические справки
Владимир Александрович вспоминает, что до открытия аэровокзала он вместе с бригадой бортмехаников работал в небольшом вагончике на территории Большого Савино. Там, говорит, согревались керосиновой печкой.
– Как только здание построили, нам выделили целое помещение под бригаду. Сейчас на этом месте зал повышенной комфортности, – говорит Владимир Визе.
В новом аэровокзале была большая зона ожидания. Раньше пассажиры ютились в здании, где сегодня располагается штаб
На открытие нового аэровокзала собралось несколько сотен человек – руководство, работники, пассажиры. С торжественной речью выступал первый секретарь Пермского обкома партии Борис Коноплев. По словам Аркадия Супрунова, здание построили быстро. Это был типовой проект для многих областных центров. Кстати, такой же аэровокзал возвели в Березниках.
– По тем временам это было хорошее здание. Для нас, работников порта – летчиков, механиков, штурманов, стюардесс, – оно стало вторым домом. Там проходили предполетный медицинский контроль, питались в ресторане на втором этаже. Нас там учили, лечили. И мы, даже если находились в резерве, всегда были рядом – в гостинице аэропорта, – вспоминает Аркадий Супрунов.
Здание построили почти за 1,5 года
Гости города после прилета могли прочитать о Перми и пермяках на специальных стендах
Аркадий Павлович говорит, тогда пермский аэропорт не мог тягаться со свердловским или челябинским. Однако был гораздо лучше кировского или, например, магнитогорского.
– Я летал и могу сравнивать. Конечно, до столичных аэропортов нам было далеко. Помню, в 80-е здание аэровокзала и летное поле отделял маленький заборчик, который можно было просто перешагнуть, – говорит Супрунов. – Но мы можем гордиться тем, что здание, несмотря на то что в нем периодически шел ремонт, ни разу не закрывалось.
Летное поле от здания аэровокзала в 70-х отделял небольшой забор
В аэровокзале, помимо административных посещений, в 60-е и 70-е располагались ресторан, зал для официальных лиц, зона ожидания, почта, телеграф, телефон. Сегодня в нем работают кассы по продаже авиа- и железнодорожных билетов, кафе, магазины, банкоматы, почтовое отделение, справочная служба, медпункт, комната матери и ребенка, офисы представительств авиакомпаний.
– Интересно, что спустя ровно 50 лет мы передаем «эстафетную палочку» новому терминалу, – говорит Аркадий Супрунов. – И, конечно, с нетерпением ждем открытия.
В здании аэровокзала располагалось отделение почты
В пресс-службе международного аэропорта Пермь 59.ru пояснили, что после открытия нового терминала старое здание аэровокзала не снесут. Правда, что в нем будет располагаться, руководство пока не определилось.
За помощь в подготовке материала 59.ru благодарит международный аэропорт Пермь и сотрудников архива Пермского края Елену Когут и Владимира Радыгина.
Пермский аэропорт посещали космонавты Леонов и Беляев