Портал 59.ru продолжает рассказывать про необычные школы Перми. Мы уже знакомили вас с «Точкой», где уроки ведут дизайнеры, и школе №32, где дети-каратисты перенимают воинское искусство киокусинкай. Сегодня – экскурсия по «Техно-Школе», расположенной в Новых Лядах. Здесь ребята создают и программируют роботов, проводят химические опыты и учатся работать на различных станках, создавать на них модели деталей и изделий.
Справка:
Школа №129, расположенная в поселке Новые Ляды, была основана в 1963 году. В 1987-м учреждение получило звание «Школа высокой культуры и образцового порядка», а в 2008 году, к 45-летию со дня открытия, получила медаль Валентины Терешковой.
В 2013 году образовательная программа школы №129 на Методическом совете Министерства образования и науки Пермского края получила статус инновационной, и за школой был закреплен образовательный бренд «Техно-Школа», школа юных конструкторов и новаторов.
Показать, как работает космодром «Восточный», не выезжая за пределы города, рассчитать, изготовить ракету и запустить ее в небо, разработать робота, который будет убирать улицы – все это под силу не только профессиональным инженерам. Ученики пермской школы №129 с первых дней учебы проводят химические и физические опыты на специальном лабораторном оборудовании, изобретают, проектируют здания и парковки, создают чертежи технических изделий.
– По вечерам дома я придумываю новые изобретения, читаю книги, помогающие мне в работе. Планирую стать инженером, думаю, это мое, – делится девятиклассник Миша Овчинников – один из лучших юных изобретателей «Техно-Школы».
Он говорит, что увлекся проектированием и программированием после того, как на одном из уроков в седьмом классе учитель предложил сконструировать макет дома свой мечты. Миша подошел к делу основательно и придумал собственный дизайнерский проект. Теперь его макет стоит в одном из школьных кабинетов – как пример для других учеников.
– Перед тем как собрать дом, я научился правильно составлять чертежи, сделал наброски. Решил, что в доме должно быть светло, поэтому в нем много окон, – рассказывает 59.ru молодой изобретатель.
Сейчас Миша работает над созданием робота «Экобот-129».
– Это робот, который будет ездить по улицам и собирать мусор. И не просто собирать, а распознавать разные типы мусора и распределять его в отсеки. Сейчас робот на стадии сборки, но скоро его уже можно будет увидеть в работе, – говорит Миша.
Еще один проект, в создании которого участвовал Миша Овчинников, стал гордостью школы №129. Ученики в рамках фестиваля «Техно-Пермь» сделали уменьшенную копию стартовой установки для ракетоносителя «Ангара» космодрома «Восточный» и запрограммировали конструктор так, чтобы можно было увидеть, как выезжает и устанавливается ракета, как двигается поезд по рельсам, перемещается башня обслуживания.
– Во время работы над макетом ребята изучили особенности профессий людей, работающих на космодроме. Консультировали школьников инженеры-конструкторы ПАО «Протон-ПМ», – рассказывает Ольга Рыпневская, заместитель директора по инновациям – Теперь у нас с партнерами новая цель – сделать макет более правдоподобным и в большем масштабе.
Изобретателями ученики «Техно-Школы» становятся уже в начальных классах. У малышей, конечно, разработки простые, но не менее полезные. Например, второклассник Дима Гизатуллин придумал, как не потерять ледянку во время зимних гуляний – он пришил на штаны и на внутреннюю часть ледянки текстильные застежки (или по-простому липучки). Ледянка очень прочно закреплена и вероятности, что она оторвется во время катания, практически нет.
По такому же принципу Дима хочет закрепить на куртке варежки. Кстати, со своим проектом про ледянку второклассник занял первое место на Краевом конкурсе изобретений в пермском центре «Муравейник».
– Дети разрабатывают по два-три проекта в течение года. Иногда идеи у них рождаются спонтанно – тогда с помощью педагога или родителей воплощают их в проект. Лучшие работы мы всегда отправляем на конкурсы различного уровня. Участвуют они в конкурсных и фестивальных событиях и на уровне школы – «Гагаринские старты», «Юный изобретатель школы», Школьная неделя высоких технологий и технопредпринимательства, «В стиле ТЕХНО». На некоторые изобретения оформляем патенты, – поясняет Ольга Рыпневская. – Кстати, на проект Димы сейчас тоже оформляют патент.
Основы конструирования и проектирования школьникам преподает учитель технологии Валентин Михайлович Гунько. В его распоряжении – целая мастерская с учебными станками и кабинет, оснащенный станками с ЧПУ.
Мастерская разделена на две зоны – для теоретических и для практических занятий. В помещении, где школьники практикуются, расположены станки и верстаки для каждого ученика.
– Ребята сами участвовали в оформлении этого кабинета. Например, отметили на верстаках опасные зоны, в соответствии с правилами бережливого производства выделили места для инструментов. В распоряжении школьников – ножницы по металлу, молотки, напильники, угольники, чертилки, линейки, ножовки по металлу, щетки, тиски, – рассказывает Валентин Михайлович. – Оснащение и оборудование слесарной мастерской приближено к производственным условиям. А восстановлена она была полностью в 2013 году предприятием «Протон-ПМ».
Школьники вырезают детали из древесины и металла, делают игрушки (например, металлические гоночные машинки), изучают схему электропроводки квартиры.
В кабинете теории ребята учатся пользоваться инструкциями, в том числе по технике безопасности, выбирают материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ.
Еще один кабинет-мастерская для уроков технологии оборудован станками с числовым программным управлением. Создавая в специальных программах модели изделий, используя лазерный и фрезерно-гравировальный станки, 3D-принтеры, школьники получают готовые детали, изделия, прототипы механизмов.
В «Техно-Школе» есть кабинет робототехники. Огромный стеллаж заставлен коробками с деталями для сборки роботов. Недавно ребята сконструировали макет «круглой» парковки – предполагается, что машина будет заезжать на платформу, затем запустится механизм, который передвинет эту платформу по кругу, освобождая место для новой платформы.
– А начиналось все с простого рисунка, – говорит Валентин Михайлович. – И главное здесь – что педагоги работают вместе с учениками, подталкивая их на развитие, на реализацию интересных идей. Возможно, в будущем проект будет воплощен в жизнь.
По словам учителей, в «Техно-школе» интересно не только мальчикам, но и девочкам. Особенно много девочек в лаборатории естествознания, где проводятся уроки по химии, биологии, физике.
Школьная лаборатория оснащена не хуже любой университетской – здесь есть обычные микроскопы для каждого ученика и цифровой (с помощью которого можно записывать видео и снимать фото), сушильный шкаф, оборудование для гидропоники (оно позволяет выращивать растения в лабораторных условиях). В этом кабинете дети начальной школы изучают курс «Чудеса науки» – учатся делать лизунов и снеговиков, выращивать кристаллы.
– Все наши лаборатории и мастерские полезны для профессионального самоопределения, – считает Ольга Рыпневская. – Школьникам очень помогает и то, что в рамках учебного плана школы есть производственная практика на ПАО «Протон-ПМ» – например, в 10 классе проводятся курсы введения в профессию «Станочник широкого профиля» и «Лаборант химического анализа» (программы разрабатываются совместно с Учебным центром предприятия), а ученики 8-9 классов посещают профессиональные пробы на производстве. С детьми работают сотрудники предприятия, которые преподают курсы по основам литейного дела, конструированию, моделированию, химическому анализу и эксперименту, станочной обработке материалов.
Здание школы условно разделено на две части – в одной располагаются общеобразовательные кабинеты, в другой (пристроенной несколько позднее) – кабинеты для практики, спортивный зал и столовая, а также школьный музей. В нем есть этнографическая экспозиция, экспозиции, посвященные известным землякам, ветеранам Великой отечественной войны, работам учеников и учителей. В планах у администрации – создать музей космоса.
В 2019 году в рамках проекта главы Перми Дмитрия Самойлова «Школа на пятерку» планируется начать строительство нового корпуса школы, а затем, после ввода его в эксплуатацию, – капитальный ремонт существующего здания. Будет закуплено новое оборудование для лабораторий, мастерских и учебных кабинетов, откроется коворкинг-центр.