В Кунгуре есть необычный музей – экспонаты в нем можно трогать руками, а коллекцию собирают сами местные жители. Он располагается в подвале старинного особняка в стиле позднего русского классицизма – Доме Грибушина. О былом великолепии здания напоминает только лепнина на фасаде, а у самого музея еще нет вывески. На разрисованных граффити дверях наклеен лист А4 со словами «Музей Дармарки. Ретро квартира "В гостях у бабушки"».
Как только посетитель открывает эту неказистую дверь, он попадает в «крестьянскую избу». У самого входа расположена экспозиция предметов деревенского быта – коромысло, ведра, плетеные корзины, рушники и так далее. Все экспонаты неравнодушные жители Кунгура собирают по деревням и селам. В ретроквартире хранится множество старинных и необычных вещей: чемоданы, устройство для переработки картофеля на крахмал, пластинки, старые игрушки, коллекция часов и многое другое.
Этот музей организовала председатель фонда «Кунгур – территория добра» Ольга Вшивкова. История музея началась в 2012 году, когда в Кунгуре провели первую «дармарку» – бесплатную ярмарку. Организаторы «дармарки» договорились с администрацией города и прямо на улице начали раздавать вещи, чем шокировали жителей Кунгура. Со временем «дармарка» разрасталась, местные жители сами стали предлагать вещи, среди них попадались старинные артефакты.
– Вот это знаете для чего использовалось? – показывает Ольга странный деревянный предмет, похожий на маленькую табуретку. – Это форма для приготовления пасхи. Ее привезли из деревни, владельцы этой вещи умерли, а их дети подарили ее нам. Просили никому не отдавать – это ведь память о родителях. Видите, какие большие объемы получаются? Это сколько же надо было творога и изюма туда затолкать! Не то, что в магазине.
Ольга показывает ткацкий станок – у пожилой женщины муж всю жизнь ткал ковры и половики, а она только смотрела и завязывала рулоны. Когда ткач умер, станок тоже принесли в музей.
– Он у меня год простоял в разобранном виде, – рассказывает Ольга Вшивкова. – Пригласили бабушку Марию Ивановну, она нам основу показала. У нас есть еще станок, на котором ткали ковры, но мы разобраться не можем, как ткать. Получается, вместе с дедом ушла история.
В музее собрана целая коллекция сумок-авосек. Теперь для того, чтобы их наполнить, волонтеры ищут стеклянные молочные бутылки, с которыми в советское время ходили за кефиром. В музее есть даже целые банки сгущенки 1982 года, которые нашли в сарае пожилой женщины.
– Одни принесли вот это эмалированное ведерко, – рассказывает Ольга. – У женщины умер брат, она начала разбирать вещи в чулане и обнаружила ведерко. Теперь приходит к нам в музей и говорит: «Это ведро брата моего, память о нем». Посетители иногда хотят купить экспонаты, но мы ничего не продаем. Мне эти вещи в дар передали, и я несу ответственность.
В музее сделали уголок, посвященный обуви, потому что раньше Кунгур славился кожевенными заводами. Здесь можно увидеть сапоги с деревянными заклепками, сделанные в 40-х годах, сидение сапожника 1926 года и инструкцию по расчету параметров сапога.
Ольга приглашает нас в следующую комнату – она очень напоминает советскую гостиную 60-х. Всем желающим предлагают достать льняные и ситцевые платья из советского шифоньера и примерить их перед зеркалом. Под звуки патефона мы рассматриваем альбомы с марками, открытки с советскими актерами и коллекцию старых пластинок.
– Дети очень удивляются, как музыка может играть без электричества? – смеется Ольга. – Когда видят старый телефон, спрашивают, как его брали с собой. Для них это диковинка! Патефон нам привез один мужчина из Калинино. Он ездил в Кунгур за медикаментами и увидел, что у нас есть «дармарка». Начал интересоваться старыми открытками и книгами, а потом привез патефон и ламповый фильмоскоп 40-х годов.
Из гостиной зритель может пройти в «комнату бабушки», где находятся прялки и легендарные гобелены с изображением оленей. По соседству с ней находится «комната пионера». Любой желающий может попробовать написать что-нибудь в школьной тетради перьевой ручкой, посмотреть, как выглядела форма пионеров и учебники.
Музей «В гостях у бабушки» существует уже полтора года. Первое помещение, которое «дармарке» предоставил ДК Машиностроителей, было совсем крохотным – два на два метра. Там волонтеры складировали одежду, а по пятницам и субботам выносили ее на улицу и раздавали нуждающимся. Потом ДК переехал в Грибушинский особняк, и «дармарке» выделили комнату площадью уже 19 квадратных метров. Ольга открыла бесплатный магазин, одежду стали развешивать и раскладывать «как в бутике». Появился список поселений, жители которых нуждались в помощи, волонтеры начали адресно выявлять семьи, находящиеся в кризисной ситуации.
– Когда люди приносили вещи, мы даже не задумывались о том, что можно создать какой-то музей, – говорит Ольга Вшивкова. – Хотелось просто это все собрать где-нибудь, чтобы показать подрастающему поколению. Вход у нас бесплатный, кто хочет – может сделать пожертвование. Главное, чтобы люди приходили, смотрели. У всех такая спешка, суета, и люди остаются безразличны. И мы стараемся рассказывать о себе, приглашать гостей.
В 2017 году Кунгур объявили культурной столицей Пермского края. В рамках этой программы в подвале сделают ремонт, чтобы создать в городе арт-резиденцию, в которой будут принимать художников, музыкантов и других творческих деятелей.
– Некоторые говорят: «Зачем тебе это барахло, кому это интересно?» – делится Ольга. – А потом дети, молодые люди приходят и удивляются: «Какие необычные вещи!»
Недавно Ольге Вшивковой исполнилось 45 лет. По образованию она – бухгалтер, долго работала в бюджетных организациях, но сейчас перешла на фриланс, а все свободное время посвящает благотворительности.
– В 2007 году я начала помогать храму, и как-то у меня все с божьей помощью, – рассказывает Ольга. – Может быть, духовник попался понимающий, дал мне дорогу в жизнь, и я пересмотрела свои ценности. Мы списывались с волонтерами добровольческой службы «Милосердие», и в 2011 году меня пригласили в Москву на обучение. Мы жили в Марфо-Мариинской обители, целую неделю нам показывали, как построена благотворительность, чтобы мы потом то же самое делали на своей периферии. Я увидела, что там работа кипит: кормление бомжей, кризисный центр для мам, социальный склад. А у нас в Кунгуре всего этого не было. Нам сказали в Москве, что провинция отстает на 8–10 лет. Я была на обучении в 2011 году, и только сейчас в Кунгуре все это начинается. В 2014 году я открыла благотворительный фонд «Кунгур – территория добра», и вслед за ним открылся еще один.
Ольга признается, что, когда она начала заниматься благотворительностью, горожане стали по-другому к ней относиться.
– Сейчас всем стало интересно, на что же я живу. Думают, раз у нас все бесплатно, значит, есть какие-то тайные покровители. Мы собрались с бабушками и пошли у дома малютки прибрали территорию. Говорим прохожим – помогите нам! А они: «Вам ведь деньги за это заплатили, сами и убирайте». В наш бесплатный магазин приходят, просят на работу устроить: «Возьмите нас на работу, вам ведь какой-нибудь депутат платит деньги». Люди не понимают, что мы все бесплатно делаем, думают, что так просто не может быть! А у нас есть только добрый директор ДК Машиностроителей, которая предоставила помещение. У меня есть старая семерка, которая разваливается. У меня бабушка, которую я взяла с улицы. Родственники у нее деньги отобрали, а ее выкинули на улицу. Бабушка только бич-пакеты ела, да воду из-под крана пила. Я взяла ее к себе по программе «Пожилой человек в семью», теперь за ней ухаживаю.
Ольга не замужем, у нее нет своих детей. Она считает, что ее миссия на земле – помогать другим и делать добрые дела. На вопрос, о чем она больше всего мечтает, Ольга смеется: «Выспаться где-нибудь в тихом уголочке».
– Люди говорят, что у меня «крыша поехала», раз я начала заниматься такими делами! – сетует Ольга. – Другие говорят, какая ты молодец, а я отвечаю – так вы же все можете это делать! Ну и что, что молодец? У нас сейчас проблема – не знаем, как одежду привезти из Перми. Конечно, нужно больше волонтеров!