![](https://n1s1.hsmedia.ru/ad/e6/00/ade6003d2306bbedf489d506d1c4b750/656x438_1_bd42be01177036d8624f9f25189458bd@906x604_0xVhsiuWZU_4261479012173732722.jpg.webp)
26 июня пермские моторостроители отмечают столетие со дня рождения выдающегося пермского конструктора Павла Соловьева. Возле завода «Пермские моторы» прошел памятный митинг, посвященный этой дате. Собравшиеся вспоминали конструктора и возложили цветы к его бюсту на улице Чкалова. Подробности – в нашем материале.
Павел Александрович Соловьев родился 26 июня 1917 года в деревне Алекино Ивановской области. В 1934 году после окончания средней школы он поступил в Рыбинский авиационный институт. После завершения учебы в 1940 году Соловьева направили в Пермь в опытно-конструкторское бюро №19, которое в то время возглавлял знаменитый конструктор Аркадий Швецов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/40/f5/21/40f521af75aeae332803fb432b299630/656x413_1_ac7d4e2a70eab95dd1ea87544a0e7d84@863x543_0xKViB3EVN_1528444501522595799.jpg.webp)
В 1940-х годах ОКБ-19 занималось разработкой двигателей для многих советских самолетов, в том числе Су-2, Ла-5, Ла-7 и Ту-2. После смерти Аркадия Швецова в 1953 году Павел Соловьев был назначен главным конструктором предприятия и руководил им на протяжении 35 лет, до 1988 года.
Под руководством Павла Александровича пермское ОКБ стало одним из ведущих разработчиков авиадвигателей в СССР. Так, при непосредственном участии главного, а затем генерального конструктора были созданы двигатели для более чем десятка отечественных самолетов: Ту-124, Ту-134, Ил-62М, Ил-76, Ил-96, Ту-154М, МиГ-31, Ту-204, а также вертолетов Ми-6 и Ми-10.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8c/27/3b/8c273bbf9117b51fe565fd59cd349fee/600x400_1_6eba4da9ee78535da364db539c15f84c@600x400_0xUnEOmQ21_9434621143187461130.jpg.webp)
В советские годы под началом Павла Александровича трудились многие нынешние руководители «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-Пермские моторы». В их числе – генеральный конструктор «Авиадвигателя» Александр Иноземцев.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e1/e1/79/e1e179b5d96d1f203fcf05f9fc5e5d96/656x438_1_c726ca523e68ff608cc68369e212ef3f@1200x800_0xonDXz0Yu_8582009584945148247.jpg.webp)
– Большинство из работников предприятия сегодня не застало Павла Александровича, – отметил на торжественном митинге в честь Соловьева Александр Иноземцев. – Роль этого человека в нашей жизни, в жизни страны, в мировом двигателестроении переоценить невозможно. Благодаря его таланту, трудолюбию и терпению были достигнуты огромные успехи страны, – отмечает Александр Иноземцев.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/54/a8/b154a8b938bcf00d41f17b8f3c548662/656x438_1_e8e83490a5a6984d51a0ba79d6f49d87@1200x800_0xpWClDm03_8627345112705735346.jpg.webp)
Павел Соловьев стал основоположником двухконтурного газотурбинного двигателестроения в нашей стране. Его разработки опередили время на десятки лет. При нем в авиационных двигателях стали широко применяться алюминий и устанавливаться титановые лопатки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3b/48/82/3b4882ab57ce13d8e2599f5ddeba2436/656x438_1_3b0cb54d951e3185c3d0789a7422a1c8@1199x800_0xXRkZO5ic_6869037847032676146.jpg.webp)
– Для меня лично, как и для многих, кто с ним работал, он был учителем. Павел Александрович был только с виду добрым, а когда ты ошибался, доброта слетала. Воспитывать и поддерживать он умел. Я считаю, что мы должны помнить нашего учителя, и главное, что мы должны делать в память о нем, – это создавать новые двигатели и развивать тот уникальный стиль, который характерен для пермской конструкторской школы,– добавляет генеральный конструктор
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d1/11/46/d1114680bb98dbecef7516dd0ab6ed65/656x471_1_c4bc6d7995d887006127d398eb0bb8a7@863x619_0xu2dEsFgc_1161694072529889066.jpg.webp)
Благодаря стараниям Соловьева пермские двигателестроители и конструкторы сегодня имеют возможность разрабатывать и производить новейшие образцы авиационных моторов, таких как ПД-14.
Бывшие ветераны предприятия сейчас с теплотой вспоминают годы совместной работы с Павлом Александровичем. По их словам, он был гениальным конструктором и хорошим руководителем, а многие проблемы решал на ходу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cf/dc/f8/cfdcf847baac0c356d4962e491c09c37/656x438_1_b531231127bfbe0fb9a00f0dbdbe49f0@1200x800_0xD3oAXwQi_2121871656318156709.jpg.webp)
– Я пришел работать на предприятие через шесть лет после того, как он стал его главным конструктором и руководителем, – вспоминает бывший генеральный конструктор «Авиадвигателя» Юрий Решетников. – Для меня многое было удивительным. Например, я как-то увидел Соловьева – уважаемого и солидного мужчину, идущего по Комсомольскому проспекту с маленькой дочерью. Для меня было очень удивительно, что такой солидный мужик ведет маленького ребеночка...
В 1961 году Павел Соловьев получил звание профессора кафедры «Авиационные двигатели» Пермского политехнического института, а в 1981 году был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Он был лауреатом многочисленных государственных наград и премий.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/67/5f/e5/675fe537cdc6472ad0a1ce5222f10d97/656x474_1_5b973ca9ff14bbbe5917b24f2e608d1d@857x618_0xgkUpRg00_7798796492687120509.jpg.webp)
– Очень хорошо помню стиль, в котором он проводил совещания, – он очень часто принимал решения прямо на них. Помню: он соберет специалистов, поставит какой-то вопрос, далее идет обсуждение. Вот выбрали направление, казалось бы, Павел Александрович должен сказать: «Ты завтра принесешь мне готовое предложение». Но он берет логарифмическую линейку, быстренько прикидывает на ней, какой должен быть результат. Он уже качественно видел, какой вариант получается, и тут же принимал решение, как мы будем делать, – рассказывает Юрий Решетников.
Павел Соловьев несколько раз избирался депутатом Верховного Совета СССР. На этом поприще Павел Александрович старался помочь пермякам и своим коллегам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b8/7c/b3/b87cb328b53a06f600e9c02f206ede15/656x438_1_795e4906121b791b836dd416b8052fd0@1200x800_0xBmqq3D6O_4201945319597137887.jpg.webp)
– Одному нашему коллеге требовалась сложная операция. В то время такие делали в одном институте в Москве. Я пришел к нему, как к депутату, и попросил помочь. Он позвонил директору этого института, представился депутатом и попросил о помощи. Мы быстро снарядили заводской самолет и отправили человека в Москву, где прошла успешная операция, – говорит Юрий Евгеньевич.
В конце 1980-х годов при непосредственном руководстве Павла Соловьева в Перми спроектировали и создали абсолютно новый двигатель Д-90А, который стал основным мотором для многих отечественных самолетов, в том числе и для президентского борта Ил-96-300ПУ. В 1987 году министерство авиационной промышленности СССР присвоило двигателю индекс «ПС» от аббревиатуры «Павел Соловьев».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0f/15/22/0f1522bdbac2986226caf8bb1378422a/656x438_1_8917be4452e80bb252584f1adf0157e3@1200x801_0xjXlssXx8_5741899491230253404.jpg.webp)
Сейчас пермские моторостроители и конструкторы создают новый двигатель пятого поколения для среднемагистральных самолетов ПД-14, а в течение десяти лет планируется разработать принципиально новый двигатель для дальнемагистральных и грузовых самолетов ПД-35. База для этих проектов в Перми была создана благодаря трудолюбию и старанию Павла Александровича Соловьева. Скончался знаменитый конструктор 13 октября 1996 года.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9a/ef/83/9aef838cfd7e214a1733e7b22ae442c0/656x437_1_dddb23e9cb5734fe15fb797278bd6b89@1200x799_0x9VBogI7F_9226107496444124675.jpg.webp)
В честь столетия знаменитого конструктора 26 июня в Перми прошел торжественный митинг и возложение цветов к его памятнику. Также все горожане смогут познакомиться с историей Павла Соловьева на площади возле Театра-Театра, где под открытым небом открылась фотоэкспозиция архивных снимков из жизни конструктора.