В Прикамье разгорелся скандал из-за ремонта сельской дороги. Анонимный автор в соцсети опубликовал фото из села Пыскор с подписью «Используют кирпичи из старого храма для ремонта дороги». Корреспондент 59.ru отправился в Пыскор, чтобы узнать правду.
Дорогу на главной улице Пыскора – Советской – действительно ремонтировали к празднику Яблочного спаса. Для этого в начале августа на субботник вышли пара десятков местных жителей. Кто-то взял трактор, кто-то – кувалду с лопатой. Но брать кирпичи у церкви никто бы не подумал, уверяют активисты.
– Мы благодарны этому человеку за рекламу – нам столько журналистов позвонили, – не без досады шутят местные жители. – Теперь хоть люди знают, что есть такое село.
Пыскор – маленький населенный пункт неподалеку от Березников в Усольском муниципальном районе. Село было основано в 1558 году промышленниками Строгановыми. Спустя сто лет здесь появился медеплавильный завод, работавший до начала XIX века. Сейчас постоянно здесь живут 1040 человек и примерно столько же дачников.
– Когда увидел фото, стало так обидно, – сетует специалист местной администрации Валерий Кипин. Он тут и за председателя, и за полицейского. – Да никто эту церковь не тронет. Кирпичи мы брали из старого разрушенного совхоза.
Злую шутку анонима пыскорские активисты пытаются хоть как-то обратить во благо и попутно рассказывают об инициативах села и проблемах. Одна из главных проблем – конечно же, дороги. Ее жители решают сами – закладывают в ямы старые кирпичи, а потом засыпают все щебнем. Так сделали и в этот раз. Асфальтировать дороги здесь нет смысла – не такой уж крупный населенный пункт, а денег это стоит немало.
Этим летом жители Пыскора всем селом решили отпраздновать Яблочный спас, устроить концерт и конкурсы. В исторической части села для этого подходит только одна площадка у разрушенной Преображенской церкви. А здесь, как назло, беда с дорогой – колеи и ямы. Вот и решили проверенным способом выровнять площадку. Щебень дала администрация, а остальное жители сделали сами.
Преображенская церковь построена в середине XVIII века. В советские годы в ней был сельский клуб с библиотекой и кино. Здание из красного кирпича стало рушиться в 80-е. С тех пор памятник архитектуры так и стоит.
– Ни за что бы у меня рука не поднялась брать кирпичи у церкви, – возмущается местная жительница Надежда Кибанова. – Ну как такое можно было сказать?
– Колхоз развалился в 90-е годы, – рассказывает Кипин. – Сейчас он по идее никому не принадлежит. Зачем ему простаивать? Мы оттуда часто кирпичи брали. Если бы все это пустить на дороги, да сделать вдоль канавы для отвода воды, вот было бы хорошо.
Совхоз находится на окраине села. Здесь десяток полуразрушенных зданий. Для последнего ремонта брали кирпичи из здания бывшей бытовки. Тут и стену ломать не надо было – она сама уже рассыпалась.
Таким образом отремонтирована уже не одна дорога. Например, на улице Октябрьской – эти ямы заделывали в прошлом году.
– Люди, не разобравшись, могут написать что угодно, – считает председатель местного ТОСа Яна Голых. – Если бы я здесь не жила и шла бы мимо, то тоже могла бы так подумать. Вот кирпичи лежат, а тут люди дорогу делают. Но мы-то знаем, откуда этот кирпич. У нас много коренных жителей, и мы к церквям относимся с памятью. Если хотите, можно выковырять кирпич из дороги и отправить его на экспертизу.
– Ладно, еще молодежь, – говорит Надежда Кибанова. – Но неужели вы думаете, я возьму кирпичи из церкви? Мне 60 лет. Это же вообще кощунство.
Рядом с разрушенной церковью стоят памятники участникам Великой Отечественной войны и репрессированы. Жители своими силами косят тут траву, следят за благоустройством. На горе расположена еще одна Никольская церковь. Здание тоже пустует, но пока находится не в таком плачевном состоянии, как Преображенская церковь. Рядом построен новый монашеский скит. Чуть в стороне установлен памятный крест в честь Святителя Трифона Вятского, который жил тут 400 лет назад. Год назад кто-то сжег информационный баннер, и жители скидывались на покупку нового. Трудно поверить, что они могли бы покуситься на святое.