Старший научный сотрудник Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН Павел Корчагин после долгих исследований нашел один из самых загадочных исторических объектов Прикамья – Анфаловский город. И выяснил, что населённым пунктом он никогда и не был.
Анфаловский город лишь раз упоминался в летописи при описании похода в 1472 году рати князя Федора Пестрого на Пермь Великую – здесь русские воины сошли с плотов и отправились дальше верхом.
– Найти пропавший город – чем не голубая мечта археолога? Искали его везде: у Дивьегорского городища на реке Колве, у сел Бондюг и Долды на Каме, на Вычегде, в других местах... Из летописи можно почерпнуть единственный топографический ориентир – реку Чёрную, но рек с таким названием на севере Прикамья – семь. Вот почему Анфаловский город более сотни лет и не давался исследователям. Некоторые ученые считали, что эта тайна никогда не будет разгадана, – рассказал 59.ru Павел Корчагин.
Исследования заняли шесть лет, подвести итог ученый смог только в 2017 году.
Авторы всех гипотез считали, что Анфаловский город – это укреплённое русское поселение, основанное в конце XIV века двинским воеводой Анфалом Никитиным.
– Источники об Анфале Никитине, который якобы основал город своего имени, весьма скудны, но из них ясно, что воевода бывал в Перми Великой всего пару раз, и при этом у него никогда не было ни времени, ни материальной возможности построить на Каме целый город. Но даже если бы это действительно был населенный пункт, то почему князь Пёстрый в нём не остановился после долгого путешествия, не пополнил свой отряд воинами из Анфаловского, а лишь сменил вид транспорта? – пояснил Павел Корчагин.
Анфаловский называли городом. И это слово всех сбивало с верного пути, ведь, по словам ученого, на самом деле он был «городком». Так называли и заброшенные укрепленные поселения, и древние святилища, и городища-убежища или площадки на высоких мысах, куда представители центральной власти иногда приходили для сбора дани.
Другими словами, чаще всего средневековые русские «городки» – это необитаемые городища-убежища. Так и Анфаловский город не имел никаких административных функций, и искать нужно было не кремль, а транспортную развязку, место, где рати было удобно сойти с плотов и двинуться на Чердынь кратчайшим путём. А исследователи пытались найти именно кремль.
– Увы, даже изучение всех имеющихся письменных источников не дало достаточно материалов для определения места Анфаловского города. Однако после того, как была изучена древняя инфраструктура Перми Великой – водные и сухопутные пути, появилась новая информация, которая позволила всё расставить на свои места. Анализ карты, восстановление единственно возможного маршрута рати князя Пёстрого помогли прийти к выводу, что Анфаловский располагался на берегу озера в окрестностях современного села Кольчуг, – рассказывает археолог.
Кама в районе Кольчуга, подходя на минимальное расстояние к Чердыни на Колве, поворачивает строго на юг. Чердынь и Кольчуг находятся практически на одной широте, всего лишь в 20 километрах друг от друга. Но если же продолжать движение по реке, то до Чердыни пришлось бы пройти около 70 км, причём половину этого расстояния против течения. Потому князь Пёстрый сошел здесь и отправился дальше верхом. Так было быстрее.
В течение нескольких лет во время путешествий в Чердынский район Павел Корчагин изучал местность, проверяя как прежние гипотезы, так и собственные выводы. И вот в 400 метрах от южной окраины Кольчуга удалось обнаружить высокий треугольный мыс, который ограничен естественным валом, скрывающим от посторонних глаз всё происходящее на площадке. От воды наверх можно подняться по проложенной по стрелке мыса крутой тропке. Идеальное место для перевалочной базы.
– Итак, город Анфаловский не был городом в полном смысле этого слова, он не был даже населённым пунктом или «порубежной заставой». Анфаловский город – городище-убежище возле села Кольчуг, важный элемент древней инфраструктуры, перевалочная база, место у начала древнего волока, который одновременно был одной из первых сухопутных дорог в Перми Великой. В итоге Трои или Чичен-Ицы не получилось, но зато удалось ликвидировать ещё одно белое пятно в истории Урала, – заключает Павел Корчагин.
Подробнее с исследованием можно познакомиться в статье.