Треск дров в русской печи. Тепло расходится по дому, его ловят по углам кошки. Медленно закипает чайник.
Александр Николаевич шевелит кочергой угли, хлопочет с заваркой.
— Хотите мелиссу с перечной мятой?
Не дождавшись ответа, идет за мятой. Потом приносит садовых яблок, кладет на стол. Мы режем яблоки и поливаем медом.
Беседа затягивается на три часа. Чай Маргариты Андреевны остыл.
Год назад о приемной семье Падучевых из Ильинского района благотворительная организация «Солнечный круг» сняла фильм «Свободное падение». Герои фильма — самые трудные подростки, которых только можно было найти в детском доме. Ребята несколько раз уходили из приемных семей, толком не учились. Но у Падучевых прижились.
На съемках Ваня рассказывал, что мечтает спрыгнуть на тарзанке с японской телебашни, чтобы поймать ощущение свободного полета. Вспоминал маму: у нее были короткие волосы, зеленые глаза и веснушки. Брат Кирилл хотел поговорить с ней, узнать, как у нее дела и куда она пропала. И мечтал о профессии автомеханика. Вова представлял себя сильным богатым мужиком и лучшим поваром. Данил планировал пойти на таксиста, потому что там быстро права получаешь. Все лето ребята гоняли на великах, зимой ходили на лыжах.
Маргарита Андреевна посмотрела фильм через полгода. Интернета с высокой скоростью нет, фильм не подгружался. Посмотрела на диске.
Мы приехали в гости в Слудку, чтобы узнать новости. По телефону же всего не расскажешь. Приехали поздней осенью, когда сено уже собрано в тюки, а яблоки срываются с ветвей.
Пятнышко на созревшем яблоке — от удара о землю. Пятнышек у пацанов с взрослением прибавляется. От ударов. Такое яблоко отвергают. Зимние сорта крепче, со временем только вкуснее. Надо лишь подождать. Будешь терпеливым с мальчишками, они лучше станут. Придет зрелость.
Старший сын Гоша вернулся из армии. Пару недель лежал-гулял, а потом на работу устроился. Навещает по выходным, с младшими за их «косяки» отрабатывает домашнюю повинность. «Раз вы большие, так и работайте как большие», — рассуждает Гоша. Сейчас Гоша живет в Перми.
Ваня после фильма отправился в экстрим-путешествие вместе с командой «выживальщиков». В апреле искупался в холодной реке. После этого решил поступать на «туризм». Учится в агропромышленном техникуме, ждет набора на следующий год в группу внутреннего туризма.
Вова, Даня и Кирилл сколотили «банду». На вольную борьбу вместе ходят.
Вова завел тетрадь по поведению, в которой каждый день расписываются учителя. Отсутствие подписи равносильно школьному хулиганству. Вова смышленый, но гиперактивный и педагогически запущенный, говорят про него взрослые. В сентябре получил запись про муху: 10 минут урока за ней наблюдал.
Дане подарили планшет, но на второй день он разбил дисплей. Это не печаль, у мальчишек на всех телефонах экраны в трещинах-паутинках.
Отношения с новенькими детьми за год устоялись, стали близкими, теплыми. И новенькими Маргарита Андреевна уже никого не называет.
— Они не смогут стать родными сразу. Обычно привыкание у меня длится три года. Но вот такой жесткой адаптации, как я читала, у нас нет.
Самый сложный возраст — с 10 до 12 лет. После 12 лет с детьми уже можно разговаривать как со взрослыми.
— И спорить начинают, — добавляет Александр Николаевич.
— Спорят, конечно, но уже можно объяснить им серьезные вещи.
Александр Николаевич ушел в мастерскую. Падучевы ремонтируют дом. Выложили новую печь в сенях, утепляют — будет еще одна комната, станет просторнее.
У Ивана и Кирилла нашлась мама. Через восемь лет. Нашла аккаунты сыновей в соцсети. Вернулась, попросила встречи. Иван съездил в гости: «Мама стала старенькая и маленькая».
Позже и Кирилл встретился с мамой. В кафе торгового центра у центрального рынка повисла неловкая пауза. Как бывает во время встречи когда-то близких людей после долгой разлуки. Кирилл ждал правды, а «она ничего не объяснила».
У входа мнутся школьницы, жмут на звонок, но звонок не работает. Стучат несмело.
— Маргарита Андреевна, к вам девочки пришли. День учителя, поздравить хотят, — догадываемся мы.
Маргарита — бывший учитель, и девочки вручают ей открытку. Поручение классного руководителя выполнено.
— Автобус пришел, значит скоро мои появятся, — делает вывод мама.
Пацаны растянулись на тропе. Встретили одноклассниц, зашли в дом. Тихо зашли, изучающе. Перед входом машина стоит незнакомая. По одному прошли мимо кухни в свою комнату. Поздоровались, конечно.
Мама поставила разогревать суп. Папа закашлялся.
Школьники переоделись в домашнее, поставили заряжать телефоны. Сидят рядом с розетками, обсуждают видео в соцсети.
— Чего вы не рассказываете ничего? Даня, что ты сразу за телефон? — спрашивает мама.
— Мы на этой неделе бегать будем, — сообщил новость Даня.
Загремели тарелки.
— Майонеза переборщил, не рассчитал, — жалуется Вова. — Я толстый. О, сало...
— Если завтра на борьбу уйдем, там позанимаемся, это будет офигенно, — говорит Кирилл.
— Добавки хочешь, хомякадзе?
Смеются.
— Пап, вот он деловой, человечище.
— Жуй давай, балабол, за столом-то.
— Пока ехали, спать захотел, — зевает Данил.
— Устройте себе тихий час, — позволяет Александр Николаевич.
Специально для проекта «Жила-была семья» благотворительной организации «Солнечный круг».