
Сегодня в Ленинском районном суде Перми началось оглашение приговора по делу о мошенничестве. На скамье подсудимых двое руководителей строительной корпорации «Кайзер». Они обвиняются по статье «Мошенничество в особо крупном размере»
По данным следствия, с лета 2013 года в течение двух лет фирма собирала деньги с людей, желавших купить дешевые квартиры. Ни один из обещанных домов не был построен. В деле 171 потерпевший. Ущерб составил 147 млн рублей. По предварительной оценке судьи, оглашение приговора займет три дня.
Заманчивая реклама «Кайзера» гласила, что всего за миллион рублей в небольшой новенькой пятиэтажке можно купить квартиру-студию. Обещали также экономию на квартплате: она должна быть копеечной благодаря собственным котельным. Дома должны были появиться на улицах Автозаводской, Олега Кошевого, Лизы Чайкиной, Магистральной, Шахтерской, Судозаводской и Каляева.
— Не имея разрешения на строительство и проектной декларации, зная, что у фирмы нет средств, достаточных для строительства, разработали заведомо незаконную схему, — начал судья. — Деньги привлекались не на основании договоров участия в долевом строительстве, а по договорам купли-продажи квартир, по которым передача в собственность должна была произойти только через месяц после сдачи дома.
В Перми у ООО «Кайзер» были два офиса на улицах Петропавловской и Светлогорской. По словам судьи, менеджеры и обслуживающий персонал о замыслах руководства не знали — продавали квартиры, подписывали договоры и получали деньги.
За полтора часа судья успел зачитать информацию о паре десятков потерпевших. У всех примерно одна история: дали залог 100 тысяч рублей, подписали предварительный договор, а потом по частям вносили оставшиеся деньги. Когда подходил срок сдачи дома, менеджеры перезаключали договор, в котором указывалась более поздняя дата сдачи дома.

Спросила у них: «Поди ведь обманете?» Мне ответили: «Да вы что!»
Пенсионерка Нина Исакина потеряла полмиллиона накоплений. Еще чуть-чуть, и в несуществующую квартиру вложили бы и материнский капитал, полученный на внуков. Полная стоимость квартиры — чуть больше миллиона рублей.
— Я всю жизнь провела в коммуналке и так хотела пожить отдельно, — сетует женщина. — Я живу в микрорайоне Водники. Ходила мимо офиса на Светлогорской и увидела объявление. Спросила у них: «Поди ведь обманете?» Мне ответили: «Да вы что! Такого быть не может». У меня однокомнатная квартира должна была быть на улице Судозаводской. Сейчас уже не помню, сколько метров. Дом должен был быть пятиэтажный с лифтом. И главное — место такое хорошее. Все магазины рядом, остановка. У меня денег было мало, поэтому решили оформить квартиру на сына и он бы вложил материнский капитал, но, слава богу, не успел.
Среди пострадавших много пенсионеров. Николай Пегасов вложил в квартиру на улице Олега Кошевого 1,1 млн рублей. За эти деньги он должен был получить 20-метровую студию.
— Денег было мало, поэтому я вложил 500 тысяч своих денег, еще 300 тысяч мама добавила, остальные — сестра дала. Все пропало, — устало говорит мужчина. — Первый договор я подписал в 2013 году. Квартиру должен был получить в 2014-м. Потом срок перенесли на год. За это время я уже успел родителей похоронить. Сейчас живу в съемной квартире. Отдаю за нее пенсию.
Пострадавшие винят себя за доверчивость. Сами признаются, что согласились на покупку из-за привлекательной низкой цены квартир.
— На нашу пенсию не прожить, и мы хотели иметь дополнительный источник дохода, — объясняет Людмила Красильникова. — Информацию о «Кайзере» нашли в интернете, пришли в офис, все было оформлено достойно. Конечно, мы сделали большую глупость, что сразу не обратились к юристам. Сейчас, конечно, нет никакой надежды получить деньги назад.
За квартиру Людмила заплатила 1,3 млн рублей. Около ста тысяч удалось вернуть, когда потребовали расторгнуть договор.

«Чистое мошенничество — это получил деньги и быстро свалил. А мы же строили»
Один из обвиняемых, директор ООО «Кайзер» Руслан Халидов, тоже считает, что денег людям уже не вернуть.
— Если бы я был мошенником, меня бы здесь не было. Я бы уже был в Бразилии, — ответил Халидов на вопрос корреспондента 59.ru о том, планировал ли он действительно строить дома. — Инкриминируют 147 млн рублей. Это около 2,5 млн долларов. С такими деньгами меня бы здесь не было. В процессе суда вскрылось, что наш бухгалтер за три месяца лично в руки получила 34 млн рублей. А по отчетам этих денег нигде нет, и по делу она проходит свидетелем. По сути она работает с 2012 года. А она заявляла, что работала только с 2014 года. Почему-то следствие на этот момент никак не обратило внимание. И придерживается того, что деньги похитил я.
Мужчина объясняет, что если бы хотел совершить мошенничество, то не стал бы на самом деле покупать землю и начинать строительство.
— Вы знаете, что значит получить разрешение на строительство многоквартирного дома? Чистое мошенничество — это получил деньги и быстро свалил, — объясняет Халидов. — А мы же строили. Например, на улице Магистральной около 30 млн рублей вложено. Проектную документацию готовили. Стал бы я тогда договоры заключать для подключения домов к сетям?
Обвиняемым грозит до десяти лет лишения свободы и требования о компенсации от пострадавших.
Подписывайтесь на нашу страничку в Facebook, чтобы не пропустить самые важные события.