![](https://n1s1.hsmedia.ru/e6/bd/10/e6bd1048eb760fb350d6bc16fb84ba4c/656x438_1_c86d54081ec6bf6e40432543bc07bada@906x604_0xhiNjcRSh_0158566652057456930.jpg.webp)
В огромном Дворце культуры имени Солдатова жизнь кипит даже в середине рабочего дня: здесь учатся балету и тренируются воспитанники «Амкара», репетируют и готовятся к вечерним концертам. Однако об истории одного из самых масштабных, вычурных и красивых зданий Перми знают немногие. О ДК Солдатова — в новом выпуске «Архитектурных сокровищ Перми».
К 1937 году необходимость заменить здание заводского клуба «Пермского моторного завода №19 имени Сталина» (сейчас предприятие называется «Пермские моторы») уже давно назрело. Старое деревянное здание к тому моменту морально устарело и не вмещало всех желающих.
Вершиной грандиозных планов должно было стать торжественное открытие в ноябре 1942 года, как раз к 25-летней годовщине революции. За образец для подражания взяли сцену Большого театра, выписали из Ленинграда архитектора Иосифа Александровича Меерзона, а стоимость проекта составила приличные по тем временам 10 миллионов рублей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/22/11/ba22114d3fe252fa2915b2fe49fd7ce8/656x438_1_e1a489cf5b3b6dfae74070bf2864eb1d@1920x1280_0xvhD0IZpu_7098365370359577057.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/30/49/e4/3049e4b109837d2014615b9dc9c31b53/656x438_1_452179d850a94e7313005d6e7fb0860d@1920x1280_0xwHF1HXTO_1839242174888181994.jpg.webp)
— На проспекте имени Сталина в 1940 году развернулось строительство красивейшего в городе здания — дворца культуры, — напишет газета «Сталинец». — Война с фашистской Германией помешала закончить его в предусмотренные сроки...
Начавшаяся стройка была заморожена, а в уже построенных помещениях разместись овощехранилища. Ушедший в ополчение архитектор Меерзон погиб в первый год войны. Недостроенное здание обветшало. В стенах появились трещины, выветривались кирпичи, кладка пришла в негодность.
В 1947 году о состоянии дворца доложили новому директору молотовского моторостроительного завода Анатолию Григорьевичу Солдатову. Получивший генеральский чин Солдатов загорелся этим проектом, раздобыл сохранившийся за войну план строительства и бросил на новый фронт все силы, хотя в первые послевоенные годы было совсем не до того. Солдатов шутил, что вместо отпущенных на благоустройство 150 тысяч рублей в 1948 году было потрачено четыре с половиной миллиона, но ничего страшного — все живы-здоровы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/22/b3/a1/22b3a129834baeb0fe5073f0de6312f4/656x438_1_cefd798c6c61a40180a3c1468dc19b60@1920x1280_0xBAliySGq_8176897380047655001.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8b/e6/11/8be61144279c56f94585a3c4ad3c73f6/656x438_1_8d062c9cd65f1550ac087f2cd7e04190@1920x1280_0xxXvEyzJ2_8170214961794084097.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/93/4e/64/934e643389b48d3de318d1f3eded5124/656x438_1_77f443ada415f99890342d4a43733fb6@1920x1280_0x1U80QTyR_1061222034099632252.jpg.webp)
К строительству подключились многие работники завода, строители треста №14, пермские художники и скульпторы. Солдатов лично купил на приехавшей из Москвы в Молотов выставке картины, чтобы украсить дворцовые скверы и холлы.
Помогали строить дворец и пленные немцы, занимавшиеся тогда благоустройством всего проспекта Сталина (Комсомольского проспекта — прим. ред.) и проживавшие в том числе и в здании самого дворца. По одной из легенд, заключенные даже устроили бунт, убив и замуровав в стене особо жестокого надсмотрщика.
Даже процесс приемки дворца шел два долгих года. Его торжественно открыли летом 1952 — спустя десять лет после первоначально планируемой даты.
Величественный сталинский ампир торжествовал в самом центре города, уходя ввысь монументальными и лаконичными дорическими колоннами. Верхушку дворца венчали статуи инженера и скрипачки, а у входа стояли летчики — завод создавал моторы для советской авиации.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/91/5d/68/915d6854f993f4118836081ee4fa2b77/656x438_1_efe832e4cd53e32a678b79ed395ffd57@1920x1280_0xcPbsyH2L_7746686859206965668.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/62/d4/0c/62d40c33c9fe8a2a4bc5362c1afe274d/656x438_1_bc7642cefa55025740e3d90a7c89d703@1920x1280_0x0A6FDdd0_7283702276595932678.jpg.webp)
За массивными дверями посетителей встречали мраморные лестницы и блестящие хрустальные люстры, портреты Сталина и моральный кодекс строителя коммунизма. Накладка вышла с бархатом. Красный — не достать. Пришлось закупить белый и серый и покрасить.
Так, Пермский моторный завод № 19 имени Сталина открыл Дворец культуры и техники имени Сталина на проспекте Сталина.
Солдатов был убежден, что город должен быть красивым. Однако не все понимали необходимость изысков и излишеств солдатовского дворца и разбитых вокруг газонов, когда обычные люди жили в разваливающихся бараках. Заинтересовалось такими тратами и высшее советское руководство. За огромные траты бюджетных средств на дворец Солдатов сначала получил несколько выговоров, а затем и вовсе был едва не снят с должности. Его вызвал к себе курировавший тогда тяжелую промышленность Берия.
Спас Солдатова пермский фотограф Матвей Кузнецов. Он сделал фотоальбом интерьеров и экстерьеров дворца. С этим альбомом Солдатов и поехал в Москву. Полистав альбом, Берия дело закрыл.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/97/55/c4/9755c47ad51b2d36a4a923c927546149/656x438_1_1434dcab45f9b730f07f21d0feac87ff@1920x1280_0xfqES9xhW_0862050495956825191.jpg.webp)
— Литые бронзовые капители, лепные украшения карнизов и потолка, масса света, воздуха — все это будет располагать посетителей к культурному отдыху во дворце. В фойе, отделанном также мрамором, бронзовым литьем, лепными украшениями, инкрустированным паркетным полом, предрасположение к отдыху еще более усилится, — восхищалась газета «Сталинец» почти 70 лет назад.
Многие помещения сохранились в почти первозданном виде. Исчезла только большая часть советской атрибутики, а от Сталина осталось только определение в названии архитектурного стиля.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8a/8d/c7/8a8dc757013f31e0ac598077b7c7d30d/656x438_1_a71c8b5948a5c6b1335e963cca11f106@1920x1280_0xnCSdl9AG_2067601145634657550.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ea/58/81/ea588106eb217374916976b15f826881/656x438_1_8385b78dd4f27880b723322e66f22144@1920x1280_0xPMibea8W_3061743782815422633.jpg.webp)
Главный зал, называемый театральным, остается крупнейшим в Перми и вмещает больше тысячи мест. Он сделан по системе итальянского театра с балконами, амфитеатром и партером. Зал аналогичен такому же в Большом театре — только сцена и закулисье поменьше. Потолок украшен круглым панно с изображениями советских юношей и девушек в национальных костюмах.
Еще один зал — малый — когда-то был кинотеатром. Через пару лет после открытия в дворце культуры появился первый в городе телецентр. Установленной рядом вышки хватало лишь на близлежащие дома, заселенные в основном работниками завода. Зато они могли смотреть транслируемые три раза в неделю передачи.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/04/b7/76/04b776c88aef706630364dca5e06bf34/656x438_1_a8e3078b10a2f980e3577ea4a32fe470@1920x1280_0xz0c3JT9R_8565011330411743441.jpg.webp)
Через центральное фойе прошло множество пермских пар. Партийные собрания и символику в нем сменили церемонии для новобрачных.
Сам же дворец сменял свои названия несколько раз: после смерти Сталина он стал Дворцом имени Свердлова, а затем — в 2005 году — назвался по имени человека, без которого вряд ли бы сейчас существовал, Анатолия Солдатова.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/da/63/3c/da633cc69b57e421536212fe3fedb847/656x438_1_6621ced18121f2bc2756824398f99db8@1920x1280_0xpjvxrL2z_2614317096830944684.jpg.webp)
Напомним, в прошлом выпуске «Архитектурных сокровищ Перми» мы рассказывали о призраках Дома Смышляева.
Фото: Тимофей Калмаков