Пермские мусульмане отмечают один из самых важных праздников — Ураза-байрам (праздник разговления), который продлится три дня. Для верующих закончился священный месяц Рамадан, когда люди соблюдали строгий пост. Соборная мечеть — ее мужской и женский залы, вмещающие тысячу человек, — была заполнена с ночи. Люди, около трех тысяч человек, молились в коридоре, во дворе мечети и на улице. С восходом началась праздничная молитва. А после прямо во дворе мечети в трех огромных казанах приготовили плов для прихожан.
— Накормить мы должны любого человека, мимо проходящего, другой веры, — рассказывает председатель Духовного управления мусульман Пермского края Ильхам-хазрат Бибарсов. — В этот час мы приютим и накормим любого. Готовим блюда татарской, таджикской, азербайджанской, турецкой кухни. Бывает, уху сварим, татарский суп токмач или суп «Дружба» (входит в состав рис, горох, чечевица).
Ахмед Абдулмунсиф Хамид Амин, которого из Каира в Пермь пригласил глава Соборной мечети, говорит: сегодня понятие «шейх» трактуют неправильно — ассоциируют исключительно с роскошью, миллиардами, яхтами. Вообще же «шейх» переводится как «старейшина», «служитель высшего духовенства». Шейхи обязаны уметь толковать Коран, знать его наизусть и вести высоконравственный образ жизни в соответствии с его законами. Наш шейх представился как коран-хафиз (дословно «хранитель Корана»).
— В Перми я второй раз, впервые приезжал к вам три года назад, — рассказал шейх. — Сегодня ночью я проводил намаз. Ваш город безопасный, спокойный и гостеприимный. Мне не мешало на улице то, что я вышел в одежде шейха, не было косых взглядов. Меня покорила Кама, место, где она сливается с Чусовой. Особенное место.
Наш собеседник признался, что уже с 10 лет знал, что будет духовным наставником. Закончил исламский университет в Каире. Человек он семейный, двое детей.
— У нас в Каире в месяц Рамадан заполняются все мечети, — рассказал собеседник. — Там мы приближаемся к Аллаху и просим простить грехи. Последние десять дней этого месяца верующие ночуют в мечетях. Все десять ночей. Мусульмане бросают все, что есть, все эти десять ночей мы читаем молитвы. Одна ночь в мечети лучше, чем тысяча ночей. Последняя ночь Рамадана — самая священная, каждый стремится попасть в мечеть.
Как оказалось, шейх знает, что в соседний Екатеринбург приехала сборная Египта на чемпионат мира по футболу: «Это наша национальная команда, я буду следить за игрой. Помолюсь за их победу».
По словам нашего гостя, египтяне любят русских.
— Я очень люблю и уважаю Путина, — говорит Ахмед Абдулмунсиф Хамид Амин. — Он сильный президент. Человек-страна. В Египте любят его. Египет любит русских, русские любят Египет.
В конце беседы шейх рассказал, что путь к духовному началу и выбор быть «хранителем Корана» — сложный путь.
— Мои родители — обычные крестьяне, — вспоминает собеседник. — Я мальчиком учил Коран. Этот путь был нелегким, главное — твердая воля. Знать наизусть Коран — это труд. Мне понадобилось три года.
После Ураза-байрама пермские мусульмане, около 50 человек, отправятся в Мекку совершить хадж.
Фото: Тимофей Калмаков, Духовное управление мусульман Пермского края