Новые арт-объекты возникли рядом с Пушкинским сквером на улице Сибирской, на бетонке у моста на противоположном берегу Камы и сразу три — в Мотовилихе. За каждым объектом — своя концепция и целая история создания.
Мы побывали на презентации работ — с их создателями и куратором. Им, кстати, стал известный екатеринбургский художник Тимофей Радя, создавший в своем городе объекты «Я бы обнял тебя, но я просто текст», «Кто мы, откуда, куда мы идем?» и другие. При этом Радя предпочитает оставаться неизвестным. Поэтому на наших фотографиях вы его не увидите. Зато увидите пермских авторов и сами работы.
Авторы новых арт-объектов — подростки. Юным художникам всего по 14–16 лет. Все они — учащиеся школы «За партой» при музее современного искусства PERMM. Они разбились на пять команд и в течение второй половины июля создали пять больших проектов на улицах Перми.
«Ваше мнение очень важно для вас»
На стене бывших детских ясель в сквере Пушкина на улице Сибирской ребята нанесли белой краской фразу «Ваше мнение очень важно для вас».
— Это перегруженное место, — сказали авторы. — Здесь есть и «Сказки Пушкина», и Шевчук, и Дягилевская гимназия. Из-за этого мы решили придумать что-то, что выглядело бы минималистично, но вместе с тем ёмко и интересно. И больше всего ко всему этому подходил текст.
Сначала ребята решили связать надпись с местом. И взяли за основу крылатую фразу «Пушкин — наше всё». Но изменили ее, превратив в противоположную «Пушкин — это не всё».
— Мы хотели обратить внимание на то, что человек не может быть всем одновременно, и что Пушкин — не единственный гений в наше время, да и раньше, — объяснили дети. — Ведь были и другие замечательные писатели и поэты. Надпись всем понравилась, и мы приступили к воплощению. Но в процессе создания к нам подошли люди, которые имеют отношение к этому месту, и сказали, что надпись не согласована. Пришлось сменить концепцию, новый текст нам согласовали.
В результате у ребят возникла идея взять за основу привычную фразу «Ваше мнение очень важно для нас» и изменить в ней лишь одну букву. Получившаяся фраза приобрела совершенно другой смысл.
— В какой-то степени в этой фразе мы дали ответ тем людям, которые временами некорректны, — говорят авторы. — Или же неуместно высказываются, не учитывая, важно ли это мнение для других людей.
Надпись наносили с помощью трафарета, используя краску из баллончиков.
«Между нами вода»
Огромная надпись белой краской «Между нами вода» появилась на правом берегу Камы рядом с коммунальным мостом и вызвала удивление, споры и даже негодование, которые пермяки высказывали в соцсетях. «На заборе фигню напишут и тоже арт-объектом назовут», — прокомментировала выложенное в сеть фото одна из пермячек. «Растаял лед», «Очень понравилось», — писали другие.
Над объектом работала большая команда. Ребята даже дали ей название «ОПГ ГРУБА51».
— Мы поняли, что в городе почти нет арт-объектов, связанных с рекой, — говорят юные художники. — И захотели сделать что-то о близости. Взяли тему разделения водой, но при этом сохранения связи через мост. В итоге наша команда остановилась на фразе «Между нами вода». Кому-то она может показаться очень простой, ведь это очевидно — да, между двумя берегами Камы — 999 метров, и это вода. Но бывает так, что ты говоришь с человеком и вдруг осознаешь, что тебя не понимают, потому что между вами словно вода. А еще два берега Камы и их жители отличаются друг от друга. Получается, что в одну емкую фразу мы вложили много разных смыслов.
Ребята работали над надписью у Камы три дня. Огромной рулетки у них не было, они отмерили шесть метров скотча и сделали из него измерительный прибор, который назвали «червь». Именно с помощью него им удалось измерить огромные буквы.
«Что-то по-японски»
Арт-объект с иероглифами на стене трансформаторной будки у дома на улице Крупской, 32а мы видели еще на этапе создания.
— Что вы делаете? — спросили тогда у художников.
— Что-то по-японски, — ответили нам.
— А как называться будет?
— «Что-то по-японски»…
До этого здесь уже было цветное граффити. Ребята решили не закрашивать его, а ввести в свой проект, придав тегам новый смысл. Наложили силуэты иероглифов и закрасили стену черным.
— Мне нравится, как здесь работает черный цвет, — говорит арт-директор ПЕРММ Наиля Аллахвердиева. — Он создает максимальный контраст к цветной подкладке стены из множества граффити, и становится понятно, что граффити несут цвет в город. Большинство людей не видят этого, потому что однозначно воспринимают как нечто негативное. Значимость этой уличной графики проявляет условный трафарет с японскими иероглифами, которые уничтожил основной массив граффити на стене, и только через контуры иероглифов ты можешь видеть оставшиеся фрагменты, но и им в проекте авторов грозит уничтожение. И тут становится очевидным, что ценно только то, что мы теряем, даже если это затеганная граффити-поверхность.
«Честный график»
Еще один лаконичный объект появился на бетонной стене здания за типографией «Звезда» на площади Дружбы. Он выглядит как график разных цветов. Зеленый цвет обозначает честность, сиреневый — жестокость, бирюзовый — зависть, розовый — самооценку, желтый –потребление.
— Посмотрев на эти линии и сопоставив их значение, люди могут задаться вопросом, не пора ли им изменить что-то в жизни, чтобы изменились показания графиков, — объясняют ребята.
«ИнакоМЫслящие»
Эту надпись хорошо видно тем, кто проезжает мимо здания на бульваре Гагарина, 28 на трамваях и автобусах. На белом заборе написано «инакоМЫслящие». При этом буквы «МЫ» выделены яркой синей краской, остальные более размыты и сложены из пиксельных квадратиков, которыми обычно закрывают глаза на фото тех, чью личность хотят скрыть.
— Мне нравится смысл, который вы, ребята, вложили в эту фразу, — выступил на открытии этого объекта Тимофей Радя. — А еще то, что вы использовали прием с размытием. И очень жалко, что не я первый это использовал. Но это и здорово! Я очень рад, что был с вами.
Тимофей Радя — известный уличный художник из Екатеринбурга. Тимофей окончил философский факультет Уральского университета, на последних курсах увлекся уличным искусством. Одна из самых громких работ — серия портретов героев войны, выполненных с помощью «коктейля Молотова» на фасаде заброшенной больницы. Его же авторству принадлежит единственная русская работа, занесенная в известный мировой каталог уличного искусства Trespass — «Твой ход». «Он выкрасил опоры моста в костяшки домино, рисовал с помощью «коктейля Молотова», обливал кровавой краской погибающие памятники архитектуры», — написали о нем в каталоге. Работы Ради можно увидеть на стенах домов и заборах в Екатеринбурге, Владикавказе, Киеве, Хельсинки. Одна из его последних работ — надпись «Тебя видно» на одной из крыш в Екатеринбурге.
Еще один куратор проекта — питерский уличный художник Кузьма Андреев, который приехал в Пермь на скутере.
На всех объектах во время их создания художникам помогали музейные педагоги музея PERMM.
Перед отъездом из Перми Тимофей Радя выложил фото стрит-арта, сделанного на улице Уральской и посвященного Победе, на своей страничке в Instagram. Патриотичное граффити появилось на улице Уральской несколько лет назад и не связано с проектом PERMM.
Кстати, в эти дни в Перми уличные художники из разных городов создают еще один проект. «Длинные истории Перми» появляются на заборах города. Где они уже появились и что на них изображено — в нашем материале.