Многие называют эту церковь на улице Борчанинова, 11 «Феодосиевской» по названию одного из ее приделов, посвященному Феодосию Чудотворцу. Другие, для простоты ориентира, говорят о ней «церковь у универсама». Мало кто знает, что ее официальное название — Вознесенско-Феодосиевская, и на самом деле посвящена она празднику Вознесения Господня.
Строили 14 лет
Здание было построено до Октябрьской революции, в 1903 году. Когда-то здесь находилось самое настоящее болото и не было домов. Но город разрастался, и в начале XX века неподалеку от этого района на улице Пермской появилось несколько зданий.
Так как место было удалено от других церквей, встал вопрос о строительстве здесь нового храма. Землей владел купец Александр Бабалов, именно его артель рабочих-строителей возвела дома на Пермской. Уступив просьбам новоселов, купец сделал щедрый жест и подарил землю под будущую церковь. Поэтому до революции ее называли еще «купеческой».
«Пермским купцом Александром Павловичем Бабаловым во исполнение Высочайше Государя Императора соизволения последовало 5 декабря 1902 года пожертвование Пермскому Епархиальному начальству под построение храма во имя Святителя Феодосия Черниговского Чудотворца недвижимое имение — пустопорожнюю усадебную землю, находящуюся в 3-й части города Перми на углу Екатерининской и Шадринской улице мерой по улице Екатерининская 28 сажен и по Шадринской — 15 сажен, а всего 420 квадратных сажен, оцененную жертвователем в 4 тысячи рублей», — зафиксировано в приходно-расходной книге строительного комитета по постройке нового храма во имя Святого Феодосия в 1902 году. Сейчас книга хранится в Государственном архиве Пермского края.
Макет церкви заказали пермскому архитектору Александру Ожегову. По проектам молодого талантливого архитектора, прожившего всего 33 года, в Перми построены также Успенская церковь на старом Егошихинском кладбище и Соборная мечеть. Эскиз Феодосиевской церкви был выполнен в стилистике псевдорусской архитектуры, популярной в начале XX века.
Церковь заложили 14 мая 1903 года. Ее строили долгих четырнадцать лет силами народа. Деньги на ее сооружение собирали по всем храмам с прихожан, а подрядчики проводили бесплатные земляные и плотницкие работы по устройству фундаментов. Пока церковь строилась, на этом месте возвели временную часовенку, где шли службы.
Нижний храм в честь преподобного Серафима Саровского освятили в 1904 году, главный средний придел во имя Вознесения Господня в верхнем храме — в 1910 году, правый придел во имя святого Феодосия Черниговского Чудотворца — в 1914 году и левый придел во имя первосвятителей Пермских Герасима, Ионы и Питирима — в 1917 году. До 1918 года настоятелем в церкви был Стефан Богословский.
Церковный хлеб
В двадцатые годы церковное сообщество в Перми разделилось на два течения — «сергиевцев» и «григорьевцев». Одни из них поддерживали взгляды митрополита Сергия, а другие — свердловского архиепископа Григория. Причина конфликта верховных священнослужителей была в расхождении взглядов на роль Русской церкви в условиях советской власти. В истории это явление получило название «Григорианский раскол».
В 1927 году группа верующих Феодосиевского храма обратилась в окрисполком с просьбой зарегистрировать новую общину «сергиевцев». Административный отдел окрисполкома вынес постановление о передаче здания церкви их «более благонадежной общине», а в 1930 году на заседании Пермского окружного исполнительного комитета церковь решили закрыть и организовать здесь общежитие. Оно просуществовало здесь четыре года.
В 1934 году здание церкви было передано под хлебозавод № 2. Перед новым комбинатом поставили задачу производить 34 тонны «печеного простого» хлеба в сутки. Хлебозавод занимал помещение церкви почти 30 лет. Здание использовалось на износ, ремонты не велись. Поэтому к концу 1960 годов кровля и несущие стены находились в жутком аварийном состоянии, был утрачен внешний декор, росписи и иконостас погибли. Здание «обросло» пристройками, которые портили внешний вид церкви.
Музей или органный зал?
В 1969 году городские власти предложили передать здание бывшей Феодосиевской церкви Пермскому краеведческому музею, постройку приняли под охрану государства как памятник архитектуры и градостроительства.
Спустя шесть лет пермский облисполком изменил решение и предложил приспособить бывшую церковь под органный зал Пермской областной филармонии. но в 1988 году при подготовке к строительству выяснилось, что фундаменты наружных стен здания не могут нести соответствующих нагрузок.
В 1990 году Верховный Совет РСФСР издал указ «О возвращении верующим имущества религиозного назначения». Следом за этим пермской областной совет народных депутатов вынес постановление о возвращении Феодосиевской церкви религиозной общине Русской православной церкви. В церкви начался капитальный ремонт и реставрация.
«Один из самых красивых храмов — Феодосиевская церковь — лишился на днях куполов над своим алтарем, писала газета «Звезда» в феврале 2000 года. — Маковки, прослужившие более 90 лет, обветшали, и настоятель храма отец Серафим решил их привести в божеский вид. Способ для ремонта он избрал самый что ни на есть современный. Альпинисты Владимир Китаев и Игорь Яковлев, поднявшись вначале по 42-метровой пожарной автолестнице, вызванной с этой целью из пожарной части № 4, отсоединили деревянный остов куполов от кладки. Затем в дело вступил мощный кран, опустивший их один за другим на землю. Не обошлось и без форс-мажорных обстоятельств. При подъеме одного из четырех малых куполочков сверху посыпались кирпичи. Старинная кладка, подточенная временем, тоже истлела. На земле специалисты ЗАО «Сталь НТП» из Нытвы во главе с мастером Валерием Гатаулхаковым покроют деревянные каркасы новыми пластинами, напыленными нитридом титана. Отличаясь очень высокой прочностью, внешне это покрытие выглядит как позолота».
Уже в марте 2000 года появилось пять новых куполов, покрытых титановыми листами с ванадиевым покрытием. В эти же годы для росписи церкви пригласили художников из Петербурга, которые восстановили сцены жития Христа и его Вознесения в стилистике академической фресковой живописи.
Храм обрел свой прежний внешний вид. В его фасадах угадываются традиции древнерусского зодчества — башни, увенчанные шатрами, «кокошники», гирьки-навесы и треугольные фронтоны над окнами. Из западных элементов, которые использовал архитектор, — колонны по сторонам окон и квадратные углубления-кессоны на фризах. Общим силуэтом, заостренными формами шатров напоминает постройки московского Кремля. В наши дни в церкви идут ежедневные службы, обряды крещения и венчания.
Ранее мы рассказывали о здании «Муравейника» и почему оно так называется.