Сразу после парада на Октябрьской площади в Перми по традиции началось шествие «Бессмертного полка». Присоединиться и пронести портреты воевавших или работавших в тылу родственников мог любой желающий. По данным краевой полиции, всего набралось 32 тысячи человек. Еще семь тысяч поучаствовали в памятных шествиях Мотовилихинского, Орджоникидзевского и Кировского районов.
Наши корреспонденты прошли с «полком» по всему маршруту — от Октябрьской площади до Театра-Театра — и расспросили пермяков, чьи портреты они несут.
— Иду с портретами родителей, Петра Ивановича и Клавдии Кузьминичны Винокуровых, — поделилась одна из участниц шествия. — Папа — фронтовик, мама — участник тыла. К сожалению, их обоих в живых уже нет. Мы идем, чтобы они ощутили в полной мере этот праздник. Всем слава вне зависимости от звания: и генералам, и сержантам. Они все герои, благодаря которым мы живем в замечательной стране в прекрасное время.
Супруги из Киргизии приехали в Пермь к дочери Эльмире (слева на фото) и присоединились к шествию. Они несли снимки бабушки и дедушки, ушедших на фронт из Киргизии.
Пермячка Светлана рассказал трогательную историю из жизни своих бабушки и дедушки.
— Антонина Павловна и Яков Андреевич Романовы прожили пятьдесят лет вместе. А познакомились на войне. Бабушка ушла на фронт совсем молодой. Они вместе прошли еще и Японскую войну. На Дальнем Востоке поженились, там родился их первый ребенок.
Еще одному участнику войны налет романтики придала мама, которая назвала его Авениром.
— Она очень любила французские романы и назвала сына в честь одного из героев, — рассказала родственница Авенира Ивановича Макарова. — Он закончил войну даже не в 1945, а в 1947 году, в Чехословакии. До этого воевал в Сталинграде. Но выжил, вернулся домой.
Ангелина Алексеевна Суворова, которая больше тридцати лет преподавала в пермской медакадемии, несла портрет отца.
— Это мой дорогой папа, он воевал под Москвой, был тяжело ранен на Ленинградском фронте. Был отменным минометчиком. На портрете он — только вернувшийся с войны, старший лейтенант, мой дорогой папа. Я его довела по жизни почти до 90 лет. Его не стало почти 10 лет назад.
Многие вышли семьями: с детьми и внуками, с братьями и сестрами.
— Наш дед Потап Иванович Кушнарев начал войну и погиб в 1942 году, а его сын Сафон Потапович, наш отец, ее закончил, — рассказали члены одного такого семейства.
Правнук другого участника войны, Николая Ефремовича Калинина, отметил, что его прадед был матросом на корабле, который захватили. Так что некоторое время он провел в плену.
— Мой папа Федор Алексеевич служил не очень долго, — поделилась еще одна участница, которая пришла первый раз вместе с правнуком. — Под Ржевом он был ранен и комиссован. Помню, приходил к нам в школу и рассказывал: когда снаряд попал, конь под ним упал и придавил его. Папа смотрит на одну руку — ранена, смотрит на вторую — а она уже просто болтается. Потом эту руку ампутировали. Но папа прожил до 1976 года.
Один из идущих в «Бессмертном полку» рассказал, что его дедушка Иван Федорович Абельцев был участником самого первого парада Победы, который состоялся в Москве на Красной площади.
С фронта не вернулись многие из тех, чьи портреты несли в «Бессмертном полку».
— Мой прадед Александр Александрович Борисов защищал Сталинград, — поделилась правнучка Алена. — Он погиб, когда защищал дом Павлова. Моей бабушке, его дочери, тогда было всего два года. Но ее мама много о нем рассказывала, а бабушка передала это мне.
Но кому-то удалось избежать, казалось бы, неминуемой гибели.
— Мой прадедушка Василий Алексеевич Бочаров был одним из самых везучих людей, — восхищенно рассказал правнук Роман. — Когда в госпитале до выписки ему оставался всего один день, друзья позвали его отпраздновать. Вернулся от друзей — а госпиталь уже разгромлен.
Ранее мы рассказывали, как проходил парад на Октябрьской площади и как выглядит изнутри ретро-поезд, который прибыл в Пермь на День Победы.