Выставка «Дягилев. Начало» на Соборной площади стала одной из главных достопримечательностей Перми. Все работы принадлежат кисти пермского художника Бориса Сатюкова, которому поручили писать портрет Сергея Дягилева родственники импресарио из Франции. О первом гонораре в 2000 долларов, портрете с нефтяной скважиной и любви к родному городу автор рассказал в большом интервью.
«С детства ручку не выпускал из рук»
Борис Сатюков творит в мастерской на улице Народовольческой. Вход в неё не так-то просто найти: крыльцо скрывают деревья, словно нору хоббита. Внутри музыкальная гостиная, столярная мастерская и комната художника. Интерьер простой: на стенах — картины, на антикварном столе — кисти и краски. Фоном работает телевизор с огромным кинескопом, на электрической плитке варится кофе в турке.
— Я с детства знал, что рано или поздно стану художником, — делится Борис. — Даже не пытался открыть свой бизнес или заняться чем-то другим. Денег только много на картинах не заработаешь. Вот так и живём.
Борис Сатюков родился в обычной семье и начал увлекаться рисованием ещё в детстве. Но ни отец, ни мама не писали картины. А вот дядя-фронтовик рисовал. Его звали Борис Кропачев, именно он заметил творческий потенциал в племяннике и обучил азам рисования.
— Сколько себя помню, всегда держал в руке перо с чернилами, — вспоминает мастер. — Ещё в школе пытался рисовать и постоянно выводил штрихи и линии.
В детстве Борис, как большинство советских мальчишек, собирал марки. По словам художника, именно из-за этого увлечения он полюбил мелкие детали.
В 1970-е годы после школ и вузов многие пошли работать на заводы. Казалось, что и Борис тоже туда устроится. Тем более семья Сатюковых жила на проспекте имени Сталина недалеко от заводских проходных. Но жизнь художника сложилась совсем не так, как у сверстников.
Борис отслужил в армии и устроился рисовать агитплакаты на «Вторчермет». Затем трудился гравёром и оформителем. В 1980-х заочно окончил Московский народный университет искусств. Но та эпоха прошла, а судьба преподнесла приятный сюрприз.
Бараки на Кисловодской
В 1994 году художник решил, что больше всего ему нравится заниматься живописью. Тогда судьба занесла его в бараки на Кисловодской, где творили и обитали многие пермские авторы. Здесь он писал пейзажи с художником Виталием Ниточкиным, проводил вечера с друзьями в уютном дворе, одним словом, жил весело.
К художникам постоянно приходили покупатели. Один раз даже зашёл мэр Перми Юрий Трутнев. Гость заинтересовался работами в стиле фэнтези и заплатил 2000 долларов за две картины. По тем меркам немалые деньги.
— На Кисловодской у нас целая команда была, — говорит мастер. — В те годы я активно участвовал в выставках, так и открыл в себе художника.
Так продолжалось до 2007 года. Затем дома снесли, а Бориса с художниками Виталием Адониным и Вениамином Якимовым переселили на Народовольческую.
Ювелирная работа
После сноса бараков на Кисловодской многие художники не увидели в Перми перспектив и разъехались по другим городам. А Борис остался и продолжил писать картины на заказ. Но художник открыл для себя новый жанр — графику. Школьное увлечение марками переросло в профессиональную деятельность, в 2013 году мастер сменил кисть на рапидограф (инструмент для выполнения точных чертёжных работ), а краски — на тушь.
— Раньше писал маслом, а тушь — это совсем другой уровень, — признаётся мастер. — Здесь уже точность нужна. Сначала казалось, что это сложно, а на деле получилось наоборот. Всё возможно. Было бы желание.
Каждая картина Бориса состоит из миллиарда линий. В жанре классической графики есть правило: штрихи не должны касаться друг друга. Чтобы выполнить картину, нужно колоссальное терпение. Не каждый автор способен сделать такое произведение искусства, а если кто-то и берётся, то не прорисовывает картину настолько детально. Такая вот художественная микрохирургия.
— Чтобы заставить себя снова сесть за работу, нужно сосредоточиться, — говорит художник. — Важно не прерывать творческий поток, ну и настроение должно быть не весёлое и не грустное, а рабочее. Тогда всё получится.
Любимое время суток художника — ночь. Только когда весь мир засыпает и никто не мешает, можно уйти в творчество с головой.
Талант Бориса как графика раскрылся в пейзажах Перми 19–20-го веков. Перед зрителям оживает старинный город: едет трамвай по мосту через Егошиху, корабль причаливает к деревянной набережной, а мимо вокзала на Перми II проезжают повозки, запряжённые лошадьми. Причём все улицы и дома расположены достоверно, ведь в основе работ — старые фотографии. Однако автор даёт простор воображению и добавляет некоторые детали.
От пейзажей к портретам
Среди работ Бориса пейзажи, портреты, натюрморты. Но, как признался автор, ему больше нравится писать пейзажи. Портреты в графике — это уже высший пилотаж. Но с оглядкой на рынок и запросы потребителей художник освоил и этот жанр.
— Для души мне больше нравится рисовать пейзажи, — делится Борис Евгеньевич. — Здесь свободнее себя чувствуешь. Портреты очень сковывают действия, поэтому за них мало кто берётся. Одна лишняя линия, и приходится всё переделывать, ведь её не закрасишь на бумаге и не затрёшь. Вот, например, портрет Сергея Дягилева два раза делал.
Кстати, портрет Сергея Дягилева сделан по заказу родственников импресарио из Франции. А совместно с официальным представителем семьи Дягилевых на территории РФ Дмитрием Тиуновым Борис организовал выставку «Дягилев. Начало» на Соборной площади. В этой экспозиции подробно представлен пермский период жизни знаменитого антрепренёра, который больше века назад знакомил западную публику с российским искусством. Но особым украшением выставки стали антикварные зеркала ХIХ века в старинных рамах. Их реставрация — тоже дело рук Бориса Сатюкова.
— Я люблю Пермь, интересуюсь историей и жизнью выдающихся личностей, — отмечает автор. — Думаю, каждый пермяк должен о них знать.
Сейчас художник работает над портретом Павла Ивановича Преображенского, который 90 лет назад открыл Верхнечусовское месторождение нефти.
— Оказывается, Павел Иванович — довольно известный человек в Перми, — говорит Борис Сатюков. — Это же он положил начало добыче нефти на Западном Урале. Правда, когда первый раз о нём услышал, у меня ассоциация была с профессором Преображенским из романа Булгакова «Собачье сердце».
Борис с 50-х годов увлекается историей и знает всё о героях своих картин. Вот и на портрете геолог изображён вместе со скважиной «Бабушка» — первой скважиной в Волго-Уральской нефтяной провинции. Она находилась в Вехнечусовских городках, и именно с этого места в 1929 году началась история пермской нефти.
Мастер на все руки
Помимо увлечения историей, живописью и графикой, Борис Евгеньевич занимается реставрацией старинных вещей. Он уже подарил вторую жизнь антикварному столу 1843 года, вырезал из дерева изголовье кровати, а сейчас собирает часы с маятниковым механизмом в подарок дочери.
По поводу выставок мастер особых планов не строит. Ближе к осени откроется вернисаж в университете с серией городских пейзажей. А сейчас работает просто для себя. Это легче и не отвлекает на разные условности. Так комфортнее.